21 год назад был дан старт программе структурной реформы российских железных дорог — она была утверждена постановлением правительства РФ № 384 от 18.05.2001 г. За эти годы структурная реформа заметно изменила отрасль, стала шагом вперед, который помог адаптировать отрасль к новым реалиям и прогрессу.
Фарид Хусаинов – к.э.н., доцент кафедры «Экономика, финансы и управление на транспорте» РОАТ РУТ (МИИТ), эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, рассказал, к чему привела структурная реформа на железнодорожном транспорте.
«В процессе структурной реформы был дерегулирован рынок предоставления грузовых вагонов. В 2003 году была осуществлена «тарифная революция» — вагонная составляющая для собственных вагонов перестала регулироваться государством, а стала определяться самими участниками рынка в зависимости от соотношения спроса и предложения. Эта революция привела к нескольких важным последствиям. Во-первых, появился рынок частных, независимых компаний-операторов подвижного состава как института. Во-вторых, динамика цен в регулируемом и нерегулируемом сегментах рынка. В-третьих, частные инвестиции и преодоление дефицита грузовых вагонов. Сегодня важно избежать возвращения к тем практикам, от которых отрасль так долго уходила, и закрепить вектор на дальнейшую институциональную модернизацию. Пора также возобновить дискуссию о дальнейших перспективах реформы на железнодорожном транспорте. Под институциональной модернизацией понимается не технологические новшества, которые конечно важны, но сами по себе мало что значат с точки зрения функционирования отрасли в целом, а формирование и поддержание определенных рыночных институтов».
Напомним, что в 2022 году ОАО РЖД собирается реализовывать крупнейшую в своей истории инвестиционную программу объемом более 1 трлн руб. В том числе планируется активно строить Восточный полигон, для которого нужно около 30 тыс. рабочих.
Читайте далее: