Транспортная блокада Калининграда: перспективы транзита

Во вторник, 9 августа 2022 года, дискуссионный клуб «Валдай» провел прямую трансляцию дискуссии о перспективах транзита грузов в Калининградскую область. Основная проблема, анонсированная для дискуссии, связана с двоякостью ситуации вокруг сухопутной доставки грузов из России в её отдалённый регион, в Калининградскую область. С одной стороны, Европейский союз и Литва смягчили условия транзита, а с другой литовский банк, обслуживающий отправку российских грузов по железной дороге, заявил о приостановке транзакций. Участники диалога планируют обсудили юридические и дипломатические основы, а также перспективы происходящего.

Губернатор региона Антон Алиханов обозначил — Калининградская область по большей части грузов уже израсходовала установленные ЕС лимиты на железнодорожный транзит.

«На сегодняшний день мы уже исчерпали установленные европейцами лимиты на перевозки железнодорожным транспортом части номенклатур грузов, например отдельные виды железа, стали, нефти и нефтепродуктов, удобрений, антифриз, лесоматериалов. Установленные Европой нормы по транзиту не учитывают примерно полмиллиона тонн грузов, которые до введения санкционных ограничений везли автотранспортом. Так, по данным таможенных органов, в 2021 году в регион с основной территории России грузовиками доставили около 400 тысяч тонн грузов, которые попали под санкционный запрет, а вывезли порядка 100 тысяч тонн. То есть 0,5 миллиона тонн мы не можем ввозить даже железнодорожным транспортом, хотя европейцы видят этот транзит в своей таможенной статистике, но по какой-то причине не разрешают перевезти эти товары даже железнодорожным транспортом», — заявил губернатор.

Посол по особым поручениям МИД РФ Алексей Исаков подчеркнул, что Россия будет добиваться полного вывода из-под санкций Евросоюза грузового транзита в Калининградскую область, а также восстановления полноценного функционирования железнодорожного пассажирского транзита через Литву.

«Продолжим работать над полноценным восстановлением калининградского грузового транзита. Наша принципиальная позиция — он должен был полностью и однозначно выведен из-под действия нелегитимных односторонних санкций Евросоюза и функционировать исключительно на основе имеющихся международных договоренностей с Литвой и Евросоюзом, политических обязательств с их стороны. В ситуации с калининградским транзитом речь по сути идет о внутренних перевозках, а не экспортно-импортных операциях. Попытки ЕС регулировать экономическое взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами являются, по сути, грубым вмешательством во внутренние дела нашей страны, что недопустимо. Сегодня можно говорить о том, что пока удалось избежать наихудшего варианта развития ситуации вокруг калининградского грузового транзита, однако найденные решения «промежуточные». Ситуация по-прежнему далека от нормальной. Российская сторона параллельно будет добиваться от Литвы выполнения обязательств в отношении пассажирского железнодорожного транзита, параметры функционирования которого до сих пор не восстановлены в полном объеме после снятия эпидемиологических ограничений, связанных с пандемией COVID-19. Эти ограничения касаются «количества пассажиров в одном поезде. При этом имеются в виду те лица, которые имеют на руках упрощенный проездной билет на железной дороге, то есть исключительно российские граждане. Количество же пассажиров, обладающих иными документами для поездок через территорию Литвы, а именно шенгенская виза либо вид на жительство в ЕС, не регламентируется. Таким образом, налицо однозначно дискриминационный подход литовской стороны, пытающейся ограничить российским гражданам возможности для передвижения. Подобная ситуация для нас также неприемлема. В этой связи настойчиво ставим перед литовцами вопрос об отмене этих неоправданных рестрикций и возвращению к полной загрузке составов», — заявил Алексей Исаков.

В ходе дискуссии он также сообщил, что при осложнении грузового транзита Россия примет ответные меры, они уже подготовлены. Исаков полагает, что в настоящее время в Литве искусственно обостряют проблемы финансового обслуживания перевозок, предлагая России искать способы оплаты.

Директор департамента зарубежных проектов и международного сотрудничества ОАО «РЖД» Антон Козлов в свою очередь отметил, что отказ литовских банков обслуживать платежи за калининградский транзит не является основанием для запрета перевозок.

«Исходя из железнодорожного права, в которое входит и Литва, это соглашение о международном государственном сообщении, что есть у нас закрытый перечень оснований, по которым может быть отказано в перевозке, и мы считаем, что сложности литовских банков, а именно их отказ с 1 сентября от обслуживания платежей за транзит, в перечень таких оснований для запрещения перевозки не входит. Кроме того Литва в рамках международных обязательств несет ответственность за обеспечение калининградского транзита. Эта страна должна не допускать любых искусственных препятствий для калининградского транзита независимо от того, какая организация вынужденно или добровольно его создает. РЖД мониторит ситуацию и поддерживает связь с литовскими коллегами. Мы так поняли, что, конечно, вопрос, который есть сейчас, а именно отказ банков планируемый от платежей за транзит лежит вне сфере компетенции литовских железных дорог и, как нам показалось, коллеги сами не получают большого удовольствия от сложившейся ситуации. Особое значение имеет обеспечение пассажирских перевозок, так как это относится к людям», — подчеркнул Антон Козлов.

Напомним, что ранее министр коммуникаций и транспорта балтийской республики Марюс Скуодис заявлял, что калининградский транзит может остановиться из-за проблем с банками. Коммерческий «Шяулю банкас», через который шли расчеты за транзит, сообщил, что с 1 сентября на фоне санкций ЕС против РФ из-за событий на Украине прекращает все операции с российскими клиентами. 

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика