Руководитель ЦОДД Москвы рассказал об использовании искусственного интеллекта для обеспечения транспортной безопасности

На сессии «Код успеха. Цифровые достижения транспорта для национального лидерства», прошедшей в рамках «Транспортной недели – 2024», представители компаний-лидеров в области транспортной цифровизации поделились своими достижениями и планами на будущее. Сессия была организована Ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика». Модератором выступила директор АЦТЛ Полина Давыдова.

Директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова:

Наша Ассоциация была основана как центр, объединяющий цифровых лидеров в транспортной отрасли — компаний, которые задают направления в области цифровизации и за которыми наблюдает рынок. Эти тренды не возникли на пустом месте, они формируются в результате диалога между государством и бизнесом. Можно с уверенностью сказать, что все проекты, реализуемые Ассоциацией, представляют собой актуальные тенденции.

В числе трендов, которые оказывают наибольшее влияние на экономику страны, в Ассоциации отмечают – беспилотный транспорт, электронный документооборот, технологии искусственного интеллекта, использование «больших данных», а также импортозамещение.

Центр организации дорожного движения Правительства Москвы – один из лидеров цифровизации транспорта и использования искусственного интеллекта.

Руководитель ЦОДД Михаил Кизлык: 

На транспортном форуме присутствует много различных субъектов, и в рамках встреч, которые у меня были, функции Центров Организации Дорожного Движения всегда разные.

Здесь бы хотелось отразить те направления, по которым Центр организации дорожного движения правительства Москвы каждый день работает. Первая функция, она заложена, исходя из названия, это организация дорожного движения, это формирование проектов организации дорожного движения и выстраивание того, как каждый день человек передвигается из дома на работу и делает это максимально комфортно.

Вторая функция, которая заложена, это безопасность дорожного движения. Тоже важное направление, которое есть. Мы все знаем о том, что за безопасностью дорожного движения также должны следить главы субъектов и по вертикали. Данная функция передана Центру организации дорожного движения. Совместно с коллегами из ГАИ мы каждый день смотрим, разбираем дорожно-транспортные происшествия и пытаемся делать город безопаснее.

Это внедрение интеллектуальных транспортных систем. Это создание различных цифровых сервисов для горожан. Тоже важная задача с точки зрения коммуникации, взаимодействия с жителями, донесения как можно быстрее той информации, которая им поможет в городе для передвижения. Ну и в конце вы видите посередине речной транспорт. Вроде кажется, Центр Организации Дорожного Движения — речной транспорт.

Три года назад было принято решение, что ЦОДД будет заниматься речным транспортом, и когда я встречаюсь с своими коллегами, я говорю: «Вы знаете, что у вас есть коллега-боцман?» Они очень удивляются и спрашивают: «А кто это такой?» Я рассказываю о том, что это человек, который стоит на причале, который помогает пассажирам, спускаться с корабля, помогает швартовке судна, и это ваш коллега. Они очень удивляются и радуются, что у нас в коллективе есть и такая функция, и такие люди, которые работают.

Плавно переходя к искусственному интеллекту и тем направлениям с точки зрения внедрения искусственного интеллекта, которыми мы занимаемся, хотел бы остановиться на ключевых.  Тем, с чем вы сталкиваетесь каждый день, наверное, это фото-видеофиксация. Большинство людей передвигаются по дорогам. Многим, наверное, приходили штрафы за нарушение правил дорожного движения. Зачем нужен искусственный интеллект в фото-видео фиксации? Кажется, камера — идеальный инструмент с точки зрения объективности. Она может зафиксировать. Здесь не нужно никакого дополнительного контроля, проверки, еще чего-то. На самом деле, даже камеру нужно проверять искусственным интеллектом дополнительно. Приведу пару примеров.

Наверное, вы читали в новостях или где-то, что транспортное средство едет на эвакуаторе. Эвакуатор превышает скорость, и штраф выписывается камере машины, которая находится на эвакуаторе. Мы разобрали те случаи, которые были, в итоге обучили искусственный интеллект. И когда приходит такое нарушение, фотографии сканируются. Если мы видим, что машина на эвакуаторе, они дополнительно перепроверяются. И такие ошибки, которые могла бы допустить камера, в перспективе исключены. И мы добились того, что таких случаев больше не возникает. Это не позволяет людям негативно относиться к фото-видеофиксации.

Одна из основных функций компании – повышение безопасности. Мы изучали систему фотовидеофиксации нарушений в различных мировых столицах и городах, и пришли к выводу, что Москва является лидером в этом направлении. В Москве фиксируется более 60 различных видов нарушений. Цифры подтверждают эффективность: в течение 2-3 месяцев после их установки количество дорожно-транспортных происшествий снижается до 30%. Это один из самых действенных инструментов повышения безопасности дорожного движения.

Второй пример: едет машина, рядом проносится мотоцикл. Камера фиксирует скорость мотоцикла, а также государственный регистрационный знак транспортного средства, и штраф выносится машине. Мы тоже анализируем такие случаи. Если камера зафиксировала в кадре одновременно машину и мотоцикл, это требует отдельной перепроверки и принятия решения с точки зрения недопущения некорректного вынесения постановления. Поэтому, даже если камера кажется высокоинтеллектуальным, технологически развитым инструментом, её тоже нужно перепроверять и контролировать.

И я с гордостью хотел бы сказать, что не только Москва, но и Россия являются лидерами. С точки зрения фото- и видеофиксации, мы были в различных мировых столицах и городах, изучали, как развивается это направление. Но Москва и в целом крупные российские города являются лидерами. В Москве на текущий момент фиксируется более 60 различных видов нарушений.

Некоторые из них новые — вы, может быть, сталкивались. Без искусственного интеллекта невозможно фиксировать нарушения, такие как отсутствие ремня безопасности или езда с телефоном в руке, что запрещено правилами дорожного движения. Камера фиксирует это и с помощью искусственного интеллекта, алгоритма, позволяет нам формировать эти постановления.

Это самый эффективный инструмент с точки зрения повышения безопасности в дорожном движении. Если установить камеру, в течение 2-3 месяцев количество дорожно-транспортных происшествий там снижается на 20-25%. Как я говорил ранее, одна из функций — это безопасный город с точки зрения повышения безопасности, за счет этих инструментов и мы можем этого достичь.

Второе направление, про которое я хотел подробно рассказать, — это управление светофорными объектами. Каждый день вы сталкиваетесь с светофорами, и наша задача — чтобы из точки А в точку Б каждый день вы добрались на машине, на общественном городском транспорте или, может быть, пешком. И наша задача — сделать этот маршрут максимально быстрым, комфортным и безопасным. Светофор — один из инструментов, который позволяет нам это делать. От того, насколько они эффективно работают, зависит, насколько быстро люди добираются на машине по дорогам, насколько эффективно работают, быстро люди переходят пешеходный переход.

На текущий момент в Москве 40% светофоров оборудованы датчиками, которые позволяют реально понимать происходящую ситуацию на дороге и соответствующим образом принимать решение, какой сигнал или какую фазу включить. В следующем году это будет уже 75%. Мы добьемся этой цифры. И большинство светофоров, так называемый светофорный каркас, будет работать с учетом понимания, что происходит реально на дороге. И мы не хотим останавливаться, и сейчас тестируем новый подход. Все знают, например, проблемы, которые существуют: подходишь к светофору, пытаешься перейти пешеходный переход, он не загорается, нажимаешь кнопку. Но нам этого мало с точки зрения одного сигнала; нам важно, сколько людей стоят на перекрестке, и сейчас применяем технологию, связанную с распознаванием количества людей, которые ждут на пешеходном переходе для перехода, для того чтобы можно было определить массу этих людей, посмотреть общую ситуацию на перекрестке и принять решение, когда включить тот или иной сигнал светофора. Мы двигаемся в этом направлении и пытаемся применять искусственный интеллект и технологии.

Наверное, отдельно коротко скажу про транспортную безопасность, где без искусственного интеллекта никуда. Все пользуются метрополитеном или спускались хотя бы один раз. Видели о том, что стоят уже турникеты с камерами, и можно по лицу пройти на каждой станции московского метрополитена. Большая победа — это шаг вперед с точки зрения цифровизации, дополнительных сервисов, которые есть, и без этого мы уже не представляем свою повседневную жизнь.

Читать далее:

На «Транспорте России» представили «Национальный стандарт качества услуги пассажирского транспорта»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика