Вчера, 22 июня, в Комитете Совета Федерации по экономической политике прошел «круглый стол» по обсуждению хода реализации мероприятий комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. В дискуссии участвовали представители Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Счетной палаты РФ, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, исполнительных органов власти субъектов РФ, ГК «Российские автомобильные дороги», а также аэропортов Дальнего Востока и Севера. Напомним, что за реализацию плана в части транспортной инфраструктуры отвечает правительственная комиссия по транспорту. Транспортную часть предлагается реализовывать во взаимосвязи с национальным проектом «Цифровая экономика Российской Федерации». План предполагает развитие к 2024 году транспортных коридоров «Запад — Восток» и «Север — Юг», а также повышение уровня экономической связанности территории РФ посредством расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры.
Директор Департамента экономики и проектов Министерства транспорта РФ Александр Семенчишин выступил с подробным докладом об общих успехах в рамках реализации проектов:
«В части комплексного плана в 2020 году нами предусматривалось достижение 56 целевых показателей, в том числе — 27 показателей, относящихся непосредственно к паспортам КПМИ. По результатам мониторинга все плановые показатели КПМИ выполнены, при этом практически половина показателей обеспечено перевыполнением. Нами обеспечены ввод в эксплуатацию более 600 км автомобильных дорог федерального и регионального значения, повышение суммарной провозной способности БАМа и Транссиба до 144 миллионов тонн и увеличение пассажиропотока железнодорожного сообщения ключевых направлений до 578,7 миллионов пассажиров в год. В 2020 году нами введен ряд крупных инфраструктурных объектов: участки Центральной кольцевой автомобильный дороги общей протяженностью 311 км, железнодорожный мост через Москву-реку на участке Тестовская-Фили, а также взлетно-посадочные полосы в аэропортовом комплексе Хабаровска и Норильска. Несмотря на пандемию коронавирусной инфекции, в 2020 году по КПМИ рекордно высокое кассовое исполнение за счет средств федерального бюджета, которое по данным Минфина составило 99,4%. Для сравнения, по итогам 2019 года эта цифра составляла 88%. Обновленное структурой ПКМИ предусмотрено достижение 44 целевых показателей. Для этого предусмотрено федеральное финансирование на 2021 год — 226 млрд рублей. В 2021 году планирует ввод более 200 объектов, в том числе завершается первый этап развития восточного полигона. В текущем году начинается основной объем строительно-монтажных работ, который дадут задел по вводным объектам на предстоящую трехлетку, чтобы успеть ввести опорную инфраструктуру к 2024 году: реализовать скоростную магистраль Москва-Казань, провести реконструкцию и строительство взлетно-посадочных полос».
Директор Департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Министерства экономического развития РФ Александр Киревнин проинформировал о работе Министерства в обсуждаемой сфере. «Нам было поручено обеспечить направление средств Фонда национального благосостояния на финансирование на возвратной основе проектов транспортной инфраструктуры, в том числе на строительство скоростной автомобильной дороги Москва–Нижний Новгород-Казань и ее продление до Екатеринбурга. В настоящее время рассматриваются проекты для софинансирования средствами ФНБ, подходящие по ряду критериев. Первый — общая доля средств ФНБ в проекте составляет не более 25%. Второй — сроки возврата средств не превышают 25 лет, третье — доходность на средства ФНБ не менее 25%. При этом, каждый из этих параметров может быть изменен по решению Правительства. Предварительно отобрано 32 проекта — общая сумма инвестиций составляет более 16 трлн рублей. Из 32 проектов отобрано 9 приоритетных, в том числе 4 проекта Минтранса России: развитие железнодорожной инфраструктуры центрального транспортного узла, строительство скоростной автомобильной дороги Москва-Казань, строительство скоростной автомобильной дороги Казань-Екатеринбург и развитие восточной части БАМа. Дополнительно мы предлагаем рассмотреть в приоритетном порядке 2 проекта — высокоскоростную магистраль Москва-Санкт-Петербург и обновление вагонов метрополитена в Санкт-Петербурге».
Олег Ермеев, генеральный директор ООО «Автодор-Инфраинвести» в рамках заседания рассказал о планах государственной компании в части реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры:
«Кроме развития магистральных сетей, государственная компания в соответствии со своей деятельностью также планирует принять ряд инвестиционно-привлекательных проектов, имеющих важное значение для социально-экономического развития субъектов РФ с использованием механизма ГЧП. Весьма перспективным для развития региональной сети автодорог выглядит строительство соединительных автомобильных дорог между магистралями, обходы крупных городов, путепроводы. Это относительно небольшие с инвестиционной точки зрения проекты, но имеющие огромное значение для развития территории субъекта. Для реализации подобных проектов, ведется методика отбора таких региональных проектов. Среди основных критериев можно выделить такие как низкая закредитованность региона, положительное заключение экспертизы инвестиционных проектов, полученное на федеральном уровне, приближенность к основным магистральным проектам государственной компании «Автодор» и возможность развития прилегающих территорий. Планируется, что оператором финансирования станет ВЭБ.РФ, который будет в том числе осуществлять экспертное сопровождение с точки зрения инвестиционном составляющей».
Ожидается, что в результате реализации плана за шесть лет объёмы экспорта транспортных услуг вырастут с 16,9 млрд до 25 млрд долларов. Транспортная подвижность населения на транспорте общего пользования должна увеличится с 8,2 тыс. пассажиро-километров на человека в год (на 2017 год) до 9,5 тыс. в 2024 году. Предполагается, что 100% центров экономического роста будут обеспечены скоростными транспортными коммуникациями. Транзитный контейнеропоток должен вырасти в четыре раза, а время перевозки контейнеров с Дальнего Востока до западной границы России составит всего неделю. В 2024 году Россия должна занять место не ниже 50-го в рейтинге стран по индексу эффективности грузовой логистики Всемирного банка. По данным Logistics Performance Index в 2018 году Россия занимала 75-е место.
Читайте далее: