Трофименко: Комплексное решение проблем транспорта возможно лишь при сочетании цифровых технологий с мерами по обеспечению экологической безопасности и устойчивого развития

28 января 2025 г. в МАДИ состоялась Международная научно-техническая конференция «11-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса». Конференция прошла в смешанном формате, объединяя как очные выступления, так и онлайн-дискуссии.

Основные направления работы конференции были по следующим направлениям:

  • совершенствование рабочих процессов двигателей внутреннего сгорания и их систем с целью улучшения энергетических и экологических показателей;
  • совершенствование технологий проектирования, производства и эксплуатации ДВС;
  • математическое моделирование процессов ДВС и его систем;
  • экологические аспекты развития объектов и технологий автотранспортного комплекса;
  • устойчивое развитие и комплексная безопасность транспортных систем;
  • подготовка кадров по направлениям подготовки «Энергетическое машиностроение», «Техносферная безопасность».

Заведующий кафедрой «Тепловые двигатели» МАДИ, доктор технических наук, профессор Михаил Георгиевич Шатров представил ключевые направления развития образования и научных исследований в области двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в рамках своего доклада. Основные тезисы доклада подчеркивают необходимость модернизации образовательного процесса и повышение качества подготовки инженеров для работы в условиях современных вызовов отрасли.

Подготовка инженеров нового поколения должна ориентироваться на способности работать с интеллектуальными транспортными системами, альтернативными видами топлива и цифровыми инструментами моделирования.

Фундаментальная подготовка студентов остается приоритетной задачей. Закладка базовых знаний осуществляется на уровне бакалавриата, в то время как в магистратуре акцент смещается на изучение инновационных решений, таких как использование водорода в качестве топлива.

Практическая подготовка студентов не теряет своей актуальности. Несмотря на полезность компьютерного моделирования, оно не может заменить реальные эксперименты. В этой связи, взаимодействие студентов с ведущими учеными и промышленными предприятиями играет важную роль.

Интеграция современных технологий в образовательный процесс также стоит на повестке дня. Будущие инженеры должны освоить навыки 3D-моделирования, инженерной графики и работу со специализированными программными комплексами, такими как AVL.

Проблемы подготовки студентов требуют неотложного решения. На недостаточные знания по физике, низкую способность к логическому мышлению и узкий словарный запас указывает деградация школьного образования, что негативно сказывается на формировании технического мышления.

Государственная кадровая политика нуждается в пересмотре. Отсутствие системного подхода к подготовке специалистов и упадок инженерных школ существенно угрожают будущему отрасли.

Решение данных проблем видится через развитие сотрудничества университетов и индустрии, усиление фундаментальной подготовки инженеров, активное внедрение новых информационных технологий в учебный процесс и пересмотр управленческих подходов на государственном уровне.

ДВС остаются важной частью как прошлого, так и будущего транспорта. За развитием этой ключевой отрасли стоит внимательно следить и активно участвовать в формировании ее будущего.

Заведующий кафедрой «Техносферная безопасность» Юрий Васильевич Трофименко представил ключевой доклад о современных вызовах в области безопасности транспорта и экологии.

Заведующий кафедрой «Техносферная безопасность» МАДИ, доктор технических наук, профессор Юрий Васильевич Трофименко:

Транспорт оказывает значительное влияние на землепользование и экологию. Расширение транспортной инфраструктуры зачастую ведет к отчуждению территорий и деградации ландшафтов. Кроме того, транспортные средства являются источником загрязнения воздуха, воды и почвы, а также создают шумовое и вибрационное воздействие, распространяют электромагнитные поля. В контексте энергоэффективности, транспорт становится большим потребителем ресурсов и источником выбросов парниковых газов, что требует особого внимания к разработке более устойчивых технологий.

Юрий Васильевич привлёк внимание к негативному влиянию информационных технологий на транспортную среду. Цифровизация меняет привычки транспортного поведения, при этом рост сложности транспортных средств снижает их «дружелюбность». Кроме того, появляются новые формы транспортной дискриминации и неравенства, а также усиливается электромагнитное загрязнение. Один из ключевых вызовов — информационные угрозы и исчезновение традиционных профессий в транспорте, что вызывает необходимость адаптации кадровой политики и переобучения специалистов.

Видение будущего тесно связано с автономным транспортом и цифровизацией. Однако эти новые технологии требуют детальной оценки социально-экологических последствий их внедрения. Современные системы управления транспортом все больше приближаются к «человеко-машинному симбиозу», создавая при этом новые риски. Взаимодействие человека и транспортного средства приобретает не только функциональный, но и эмоциональный характер, что становится ключевым фактором их успешной интеграции в повседневную жизнь.

Кафедра «Техносферная безопасность» ориентирует свои исследования и разработки на устойчивое и безопасное развитие автотранспортного комплекса. Основные направления включают мониторинг и снижение выбросов парниковых газов, оценку климатических рисков и адаптацию транспортной инфраструктуры к изменяющимся условиям. Внедрение биосферно-совместимых технологий, энерго- и ресурсосбережение, а также «зелёные» технологии строительства становятся важными шагами на пути к устойчивому развитию. Особое внимание уделяется цифровизации и управлению транспортными потоками, что способствует повышению устойчивости городов.

Юрий Васильевич подчеркнул, что комплексное решение проблем транспорта возможно лишь при сочетании цифровых технологий с мерами по обеспечению экологической безопасности и устойчивого развития. Только такой подход позволит создать эффективную и безопасную транспортную систему, которая будет служить интересам как текущего, так и будущих поколений.

Корреспонденты Агентства транспортной информации Российской академии транспорта пообщались с докладчиком после окончания конференции.

Заведующий кафедрой «Техносферная безопасность» МАДИ, доктор технических наук, профессор Юрий Васильевич Трофименко:

Это у нас одиннадцатые Луканинские чтения и мы их проводим с 2022 года. Это наше традиционное мероприятие, на которое приглашаются квалифицированные специалисты в области автомобильного транспорта, ну и экологические тоже вопросы рассматриваем.

И сегодня, в частности, мы говорим о том, что находимся на каком-то рубеже нового осмысления наших научных исследований, потому что те вызовы, которые стоят перед обществом, перед страной, требуют существенной, кардинальной перестройки и вопросов, связанных с прикладными научными исследованиями в области автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и вообще городских транспортных систем, а также подготовки соответствующих кадров. 

Они требуют кардинальной перестройки вопросов, связанных с прикладными научными исследованиями в области автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и вообще городских транспортных систем, а также подготовки соответствующих кадров, где мы видим те проблемы, которые сейчас надо решать.

Читать далее:

За 2024 год было утверждено 20 новых ГОСТов в области дорожного строительства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика