Эксперимент по маркировке шин будет проведен в России с 20 июня по 30 ноября 2019 года. Об этом говорится в постановлении Правительства Российской Федерации, сообщает информационное агентство ТАСС. Оператором эксперимента по маркировке является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). «Инициатива по маркировке шин изначально исходила от самой отрасли, представители которой отметили целесообразность распространения маркировки на эту продукцию. Ряд ведущих отраслевых организаций, производители шинной продукции, обеспокоены увеличением уровня незаконного оборота и выразили готовность принять участие в эксперименте. Это, прежде всего, компании «Кордиант», «КамаШина» и другие», — сообщил замгендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов.
Как Вы оцениваете данный эксперимент?
Комментарии экспертов
Операционный директор ООО «Байкал-Сервис ТК» Алексей Оськин
Мы уже успели привыкнуть к системе ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) в сфере оборота спиртосодержащей продукции, а также в лесной промышленности. В связи с этим введение маркировки шин и пневматических покрышек есть смысл рассматривать только в контексте создания единой национальной системы маркировки и прослеживаемости товаров. Эта работа поручена Центру развития перспективных технологий (ЦРПТ), который занимается разработкой системы сплошной цифровой маркировки и прослеживаемости товаров в России. На данный момент в эксперименте участвуют несколько отраслей. Поскольку в работу вовлечены сразу несколько заинтересованных федеральных ведомств (Минпромторг, Минкомсвязи, Роспотребнадзор, ФНС и ФТС), можно не сомневаться, что она будет доведена до логического завершения.
Ведущий специалист Международной ассоциации «Антиконтрафакт» Ислам Течиев
Данная мера вводится в связи с наличием огромного количества контрафактных шин на территории страны. По подсчетам экспертов из Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, примерно половина автомобильных запасных частей, которые реализуются на территории России, являются контрафактными. То же касается и шин, которые нелегально ввозятся на территорию страны мелкими партиями. Сама угроза использования контрафактных шин вполне очевидна — они могут приводить к авариям, что влечет за собой угрозу жизни и здоровью населения.
Руководитель отдела маркетинга группы компаний «Пилот» Александр Осипов
О том, что в этом году стартует маркировка шин было известно ещё давно. На профильных конференциях участники рынка пытались спорить с представителями власти и ЦРПТ о целесообразности этого нововведения. Их мнение пообещали учесть в рамках эксперимента. Именно рабочей группе предстоит, например, выбрать средство идентификации, которое поможет наладить прослеживаемость товара и не повлечёт его удорожания. Наш опыт показывает, что даже пилотный эксперимент не гарантирует того, что к старту маркировки шин, которая начнётся 1 декабря 2019 года, будут детально разработаны все рекомендации для участников рынка. Например, вплоть до самого начала маркировки обуви (1 июля) не было прописано, как будет осуществляться возврат в оборот товаров с повреждёнными марками. Однако это пока не слишком критично, так как маркировка группы товаров вводится постепенно. Сначала участники рынка регистрируются в ЦРПТ, получают оборудование для маркировки, начинают идентифицировать остатки. В течение некоторого времени на рынке можно будет увидеть как маркированную, так и не маркированную продукцию. В целом же я хочу порекомендовать всем участникам рынка обязательно принять участие в пилотном эксперименте по маркировке шин, так как это даст возможность наиболее безболезненно подготовиться к изменениям законодательства. Ждать, что этот процесс пройдёт мимо — наивно. Ведь ожидается, что к 2024 году маркировке будут подлежать все товары, производимые и продаваемые на территории России.