Музей транспорта Москвы принял на хранение первый в России беспилотный электрический автобус «Матрешка». Его название отсылает к модульной архитектуре платформы. Прототип, рассчитанный на перевозку восьми пассажиров, был выпущен в 2016 году, но в серийное производство не вышел.
Это не просто транспортное средство, а многофункциональная платформа, способная перевозить пассажиров и грузы, а также выполнять задачи коммунальной техники. «Матрешка» – это воплощение искусственного интеллекта, заключенное в стильный и практичный корпус.
Заместитель города по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов:
“Матрешка” — это уникальная модель, первый в России беспилотный электрический автобус. Экспериментальный образец станет одним из 53 экспонатов постоянной экспозиции Музея транспорта Москвы в гараже на Новорязанской улице (дом 27). Увидеть экспонат можно будет в фондохранилище музея на экскурсии, которую начнут проводить в апреле. По поручению Сергея Собянина мы занимаемся сохранением транспортного наследия столицы.
Беспилотный электрический автобус «Матрешка» разработали под руководством Алексея Бакулина и на основе дизайна Антона Кужильного.
Особенности «Матрешки» — полная автономность, широкий модельный ряд и возможность оперативного развертывания в любой точке мира. Платформа должна была использовать электрическую энергию в качестве питания приводов движения, полностью заряжаться за четыре часа и преодолевать без подзарядки 130 километров с максимальной скоростью 30 километров в час. Бронировать места планировалось с помощью приложения, специально разработанного для «Матрешки».
Платформа станет частью постоянной экспозиции Музея транспорта Москвы после ее открытия в гараже Константина Мельникова на Новорязанской улице (дом 27). Автобус расположится в зоне «Будущее», которая завершит экспозицию первого этажа и расскажет о том, как будет выглядеть Москва в 2050 году. Посетители в реальном времени смогут создать облик города будущего: его архитектуру, транспорт и дорожную сеть, а также на примере «Матрешки» пофантазировать о том, каким будет транспорт через 25 лет.
Директор Центра исследований «Умного города», НИУ ВШЭ, кандидат технических наук Трофименко Константин Юрьевич:
Да, это был очень интересный проект. Я думаю, он, конечно, во многом опередил свое время. Хотя в качестве транспорта для закрытых территорий, например, для той же ВДНХ, как пилотной площадки, он вполне мог бы состояться, если бы на это было соответствующее желание. В принципе, возможно, это еще и будет, но, может быть, не конкретно эта «матрешка», а что-то подобное – такие вот беспилотные шаттлы примерно такой же вместимости.
Если говорить об использовании в качестве городского транспорта, конечно, это невозможно по нормативным соображениям, потому что это никак не вписывается в 220-й федеральный закон о перевозках пассажиров, даже в каком-то экспериментальном режиме. Хотя, опять же, при необходимости можно было бы это оформить как экспериментальный правовой режим.
Экономика тут неясна: расходы по себестоимости на производство такого транспортного средства, особенно серийного. Хотя понятно, что ниша эта не очень большая и востребована в каких-то экзотических сегментах, как Delivery Rapid Transit, реализуемый, например, в Новой Москве, как сервис «по пути». Но надо было бы решить ряд юридических проблем, чтобы такой транспорт использовать на дорогах общего пользования.
Когда эти проблемы будут решены (а можно ожидать, что в горизонте примерно 5–10 лет это произойдет), тогда можно будет говорить о возвращении подобных решений. Но вряд ли это будет непосредственно эта «матрешка», потому что она уже к тому времени может морально устареть. Но подобный транспорт мы, наверное, все-таки можем увидеть в будущем в наших городах.
Читать далее: