На выездном заседании Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта совместно с Общественным советом при Федеральном агентстве железнодорожного транспорта и Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей в рамках V Бетанкуровского международного инженерного форума в городе Санкт-Петербург обсудили важные темы сферы транспорта.
Президент Ассоциации «ГРУЗАВТОТРАНС», член Общественного совета при Ространснадзоре Матягин Владимир Васильевич выступил с докладом о работе сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по итогам выездных проверок.
Я много лет акцентирую внимание на вопрос, связанный с перегрузом на дорогах Российской Федерации. Были во многих регионах, многое удалось увидеть. Хотел бы отметить наше последнее мероприятие с Ространснадзором Ленинградской области, где удалось провести совместное мероприятие. Мы 24 и 27 ноября выбрали один из населенных пунктов Ленинградской области, где ежедневно проходит около 700 автомобилей и провели выездную проверку. Жители этого населенного пункта неоднократно писали жалобы. Дорога была в ужасном состоянии. В данном мероприятии было задействовано четыре машины Ространснадзора, уборочная техника. На данном мероприятии присутствовало 10 человек Ространснадзора. 1 нарушение в день было выявлено на дорогах Ленинградской области. Такой эффект был получен от проверки. Я не хочу обвинить Ространснадзор. У нас законы так написаны, что эффективности от работы этих органов нет.
В Ленинградской области 5-6 тысяч самосвалов, которые нарушают правила перегруза ежедневно. И это не вина Ространснадзора, а закон так написан. Ространснадзор выявляет нарушения, а прокуратура пишет, что они эти нарушения не видят. Происходит межведомственный дисбаланс. Нет нормального взаимодействия.
Владимир Васильевич в качестве предложения высказал мысль о налаживание взаимоотношений с прокуратурой и налоговой руководств карьеров, откуда ежедневно выезжают большегрузные автотранспорты. Именно данный вид транспорта чаще всего нарушает правила перегруза и разрушают дороги РФ.
Директор ООО «Автопарк НН» Климанова Елена Федоровна выступила с докладом на тему: «Ситуация на рынке пассажирских перевозок, которая в первую очередь влияет на транспортную безопасность».
Сегодня в стране непростое время, в условиях СВО и санкционного давления 80% малого и среднего бизнеса находится в условиях выживания. Надо обратить внимание на те проблемы, которые можно и нужно решать сегодня, чтобы завтра они не усугубились.
Особая ситуация складывается в секторе организации пассажирских перевозок, поскольку, мы городские пассажирские перевозчики оказались самыми уязвимыми в цепочке экономических отношений в системе бизнес отношений сопряженных видов деятельности с деятельностью по организации пассажирских перевозок. У нас по факту сложились государственно регулируемые социальные тарифы, изменения которых традиционно власть привязывает к сохранению социальной стабильности в обществе за счет экономического наполнения нашей деятельности, наших доходов. В результате с 2017 года тарифы не менялись. Но это не относится к взаимосвязанным с нашей деятельностью других видов деятельности, которые в плановом режиме в течение всего этого времени по экономическим и политическим обстоятельствам повышают цены на все виды товаров и услуг, которые мы потребляем.
Анализ текущей деятельности по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным общественным городским транспортом показывает, что:
— сегодня организация пассажирских перевозок как бизнес модель разбалансирована,
— нарушены все экономические цепочки воспроизведения деятельности, которые существовали еще 6 лет назад,
— частные перевозчики (малый и средний бизнес) не могут самостоятельно (без дотаций из бюджета и принятия программных решений) конкурировать с государственными, муниципальными предприятиями и крупным капиталом, который имеет проектную поддержку во властных структурах.
За последние 5 лет резко возросли расходы, составляющие экономическую основу деятельности, и лишили деятельность возможности самоокупаемости.
Мы находимся в кредитах из которых пока не можем выбраться, а ведь еще надо накопить денежные средства на приобретение нового подвижного состава или проходя через конкурсные процедуры будем вынуждены прекратить эту деятельность, которую осуществляем уже более 20 лет.
В реалиях сегодняшнего времени начался процесс прекращение деятельности малого и среднего бизнеса в сфере организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом, что уже происходит в разных субъектах РФ (г.Тверь, г.Кострома, г.Ярославль и в других городах).
Проблемные вопросы в организации пассажирских перевозок:
1. Конкуренция с государственными и муниципальными предприятиями;
2. Стоимость автобусов и запасных частей к ним;
3. Несоответствие выпускаемых автобусов заводом-изготовителем требованиям безопасности и экономической эффективности их эксплуатации;
4. Стоимость топлива и ГСМ;
5. Тарифы;
6. Подготовка водителей;
7. Тахографы;
8. Процентная ставка по эквайрингу;
9. Административное давление контрольных органов на осуществление пассажирских перевозок, размеры штрафов.
В 2022 году для снижения административной нагрузки на бизнес в условиях санкций было принято решение о введении моратория на проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий — Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – постановление № 336).
Постановлением № 336 установлено, что в 2023 году (Президентом РФ предлагается сохранить мораторий и на 2024 год) не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Ряд регионов действительно исполняют данный мораторий и бизнес почувствовал в этом поддержку. Другие регионы используя несовершенство закона обошли мораторий и в рамках так называемых Рейдов осуществляют полноценный контроль и выписывают существенные штрафы.
Все перечисленное выше значительно влияют на финансовую устойчивость нашей деятельности, мы не можем выбраться из кредитов, отсутствуют свободные денежные средства на развитие. Отсутствие достаточных средств, вынужденная экономия на всем во многих транспортных предприятиях негативно сказывается и на транспортной безопасности. Взаимосвязь наличия разумной доходности всегда позитивно позволяет совершенствовать вопросы транспортной безопасности.
В заключении Елена Федоровна попросила обратить внимание на указанные проблемы и создать инструменты для спасения и развития малого, среднего бизнеса, который осуществляет пассажирские перевозки автомобильным общественным транспортом с 1997-2000 годов, т.е. более 20 лет и позволял государству экономить значительные денежные средства.
Читать далее:
Модернизация системы среднего профессионального образования на транспорте в РФ