В Правительство внесли законопроект о дистанционных медосмотрах водителей и машинистов. Об этом заявил заместитель директора департамента общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности Минздрава Максим Некрасов. В России около 1 млн профессиональных водителей — они относятся к категории работников, которые проходят обязательные предрейсовые медицинские осмотры. Это осмотр водителя перед выходом в рейс, когда определяются основные параметры здоровья, которые могут препятствовать работе в течение суток. Ответственность за прохождение лежит на работодателе и самих водителях. Порядок прохождения медосмотров определен Минздравом России – это измерение артериального давления, температуры, пульса, осмотр фельдшера и контроль выдыхаемого воздуха на алкоголь.
В марте Минздрав представил на общественное обсуждение законопроект, который предусматривает проведение дистанционных медосмотров водителей и машинистов перед и после рейсов и смен. Предполагалось, что он вступит в силу с 1 июля. Согласно документу, проведение предрейсовых медосмотров перед началом рабочего дня, а также послерейсовых осмотров по окончании смены допускается с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников. Но решение о допуске водителя в рейс принимает медработник на основании полученных данных. При этом документ оставляет за работодателем право выбирать порядок проведения медосмотра в очной форме или дистанционно.
Заместитель Председателя Государственной Думы Игорь Александрович Ананских отметил, что законодательная база для применения телемедицинских осмотров была создана Государственной Думой еще в 2017 году. Летом 2020 года были внесены поправки в Закон «Об основах охраны здоровья граждан» и в Закон «О безопасности дорожного движения», а в январе 2021 года были в первом чтении приняты поправки в Трудовой кодекс, касающиеся телемедицинских осмотров. «И сейчас, в соответствии с поручением Президента России, продолжается работа по совершенствованию законодательства в сфере применения передовых телемедицинских технологий. Дистанционные осмотры в период пандемии особенно нужны сотрудникам таких непростых и ответственных отраслей, как угольная, энергетическая, химическая и транспортная, где условия работы сложны, а цена ошибки и нездоровья конкретного сотрудника может оказаться очень высокой. Наша цель — довести процесс до принятия федеральных законов, которые создадут комплексную систему регулирования телемедицинских осмотров, соответствующую требованиям XXI века», — подчеркнул парламентарий.
Член Общественной палаты Российской Федерации, заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с Общественной наблюдательной комиссией Общественной палаты Российской Федерации Александр Холодов также поддерживает внедрение телемедицины в целях проведения дистанционного осмотра водителей:
«Есть такое выражение: «Строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения». Текущая законодательная база требует от водителя утреннего осмотра с измерением давления, проверкой состояния трезвости, более того, процедура повторяется вечером. Эти мероприятия выполняются только на «бумаге», в теории и, наверное, полное соблюдение закона мы увидим только в крупных таксопарках. Реально же рынок занят агрегаторами такси. Для того, чтобы не быть голословным и проверить, как эти процедуры проводятся на практике, я временно устроился на работу водителем такси. Мне на день было дано два путевых листа на сутки — в них уже стояла подпись врача, подтверждающая мое удовлетворительное физическое состояние для работы, и подпись механика, подтверждающая исправное состояние автомобиля. Все это снято у меня на скрытую камеру. Дискуссия о том, что лучше — телемедицина или осмотр врача может длиться долго, однако, какой в этом смысл? На практике, 99% водителей такси никогда не проходили предрейсовые осмотр. Понятно, что закон не работает, значит, его необходимо менять. Сегодня телемедицина активно развивается и осмотр водителей — практическое глобальное применение новой технологии. Лучше сделать шаг в сторону упрощения, чем оставить медицинский осмотр водителей в текущем состоянии — штамп, который никого ни к чему не обязывает«, — рассказал Александр Холодов.
Телемедицинская компания по проведению предрейсовых медицинских осмотров ООО «Арциус» развернула по стране более 2.000 точек, через которые проходит более 25 000 водителей. «Абсолютно любой человек может заехать и пройти осмотр, точно так же и водители крупных предприятий, озабоченные прохождением ежедневного осмотра в многодневных рейсах. Организовать фельдшерские кабинеты на всех трассах, еще и круглосуточно, невозможно, как это он может предложить технологический процесс. Очень часто в медицинских журналах у всех водителей по результатам очных медосмотров давление 120/80. Другая ситуация – в телемедицине. В начале введения системы телемедицинских осмотров наблюдается высокий процент недопуска, одной из причин является повышенное артериальное давление. «Мы сталкиваемся с каким числом недопуска, на некоторых предприятиях варьируется от 40 до 120 недопусков в первый же день. Очень часто оказывается, что водители даже не знают о том, что у них гипертония. Обращаю внимание – это предприятие не уволило водителей, они просто за несколько недель сходили к врачам, научились управлять своим здоровьем и выправили давление», – подчеркнул председатель совета директоров ООО «Арциус» Олег Краус.
Отметим, что данный законопроект был внесен группой депутатов Госдумы еще в сентябре 2017 года. Как поясняли авторы, реализация предлагаемых в проекте закона норм позволит осуществлять более оперативный и объективный контроль за состоянием здоровья водителей, а также оптимизирует издержки по проведению обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.
Читайте далее: