О подходах к определению границ городских агломераций обсудили в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

29 ноября в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) была организована дискуссионная площадка «Агломерации в контексте территориальной политики российской идентичности». Мероприятие проводилось в рамках реализации научного проекта «Правовая модель пространственного развития Российской Федерации».

Руководителями площадки выступили:
▪️ Светлана Нарутто – профессор кафедры конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
▪️ Марина Шалберкина – старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

На мероприятии рассматривались вопросы агломерации территориального пространства, пространственного развития современной России, правовое регулирование федеральных территорий, практики межмуниципального взаимодействия, правовых моделей управления агломерациями, правового статуса агломераций.

Таболин Владимир Викторович, доктор юридических наук, профессор департамента публичного права Национального исследовательского университета « Высшая школа экономики» рассказал о Юридикоурбанологическом подходе к формированию структуры стратегии пространственного развития:

На данный момент разработаны пять критериев, созданных на основе исследований экономистов, географов и урбанистов.

Моя задача состояла в том, чтобы определить сочетание этих критериев, которое позволит прояснить процесс формирования городской агломерации, нуждающейся в правовом регулировании. Первый критерий — численность населения. Исследования показывают, что численность населения в городской агломерации должна составлять не менее 50 тысяч человек.

Второй критерий — наличие административного центра, которым может служить крупный город с населением не менее 300 тысяч человек. Все такие города имеют статус городских округов либо городских районов. Таким образом, второй критерий — это наличие такого центра притяжения. Третий критерий — транспортная доступность до административного центра с периферией, которая должна составлять максимум 1,5-2 часа.

Четвертый критерий — экономическая взаимосвязь видов деятельности муниципальных образований. Необходимо наличие экономических связей между муниципальными образованиями.

Пятый, самый значимый критерий — наличие общего интереса жителей муниципальных образований к объединению в городскую агломерацию. Жители должны сами изъявить желание вступить в городскую агломерацию, и этот интерес необходимо выявить и зафиксировать.

О подходах к определению границ городских агломераций рассказал доктор технических наук, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, член Общественного совета при Ространснадзоре России Якимов Михаил Ростиславович:

 

Существует набор транспортных документов на уровне регионов, включая схему организации дорожного движения и схему транспортного обслуживания населения. Однако понятие агломерации в данных документах отсутствует. В этой связи разработан проект БКД в рамках национального проекта и выпущены методические рекомендации для создания документов транспортного планирования в городских агломерациях.

Однако впоследствии возникли трудности с пониманием состава агломерации, приводя к вопросам о критериях их формирования.

История складывается из одного или нескольких центральных узлов, вокруг которых расползаются крупные поселения, образуя сети ежедневных связей более чем наполовину окружения. Представлены подходы: не более половины, треть, и другие варианты. Мы предлагаем иной путь. Сначала обрисовывается граница агломерации, однако это не линия на карте, а перечень муниципальных образований, составляющих городскую агломерацию. Важен не чертёж границ на местности, а их пересечение с населенными пунктами. Эти населённые пункты в своей сущности уже имеют законодательные границы агломерации. Это не создание новых границ, а совмещение мозаики городов и установление границы с учётом ядра агломерации. Ядро и граница агломерации совпадают с очертаниями основного населенного пункта, остальные добавляются как периферийные точки. Геометрия поселений не анализируется, важны лишь их границы. Технология определения границ основывается на анализе суточной неравномерности потоков, отказываясь от подсчёта населения в пользу доступности и близкой связи. Однако отсутствие рабочих мест в центре не способствует связям. Вопрос: является ли близкое, но не связанное устойчивыми транспортными потоками населённое место частью агломерации? Ну вот по мне так нет. То есть хочется перейти от времени именно к людям.

Читать далее:

Институт Генплана Москвы провел всероссийскую научно-практическую конференцию на тему градостроительства и мастер-планирования

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика