23 мая 2024 года в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прошел круглый стол на тему «Конституционно-правовой механизм формирования комфортной городской среды как фактор устойчивого пространственного развития» с участием представителей органов государственной власти и местного самоуправления.
Модераторами круглого стола выступили профессора кафедры конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Наталья Таева и Светлана Нарутто.
К участникам круглого стола с приветственным словом обратился первый заместитель исполнительного директора Всероссийской ассоциации развития местного самоуравления (ВАРМСУ) Иван Цецерский: «Участие граждан в формировании комфортной городской среды является сегодня приоритетом для нас, поскольку ни один проект не является таким значимым и заметным в жизни простого человека, как благоустройство окружающей его среды».
На круглом столе эксперты из различных сфер — исследователи, научное сообщество, практики и руководители исполнительной и законодательной власти регионов Российской Федерации, а также представители местного самоуправления — провели обсуждение множества аспектов развития городской среды, а также активного вовлечения граждан в различные проекты территориального развития. В рамках данного мероприятия были представлены конкретные проекты для дальнейшего сотрудничества государственных органов с гражданским обществом в области урбанистики.
Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), доктор технических наук Якимов Михаил Ростиславович выступил с докладом «Концепция парковочной политики в городах» на примере города Пермь.
У парковочной политики особенно в городах нет отдельной цели. В Москве была программа «Дом для автомобиля», но цели нет, ее нельзя сформулировать.
15 лет назад данную тему мы начали изучать и разбирать в Перми.
Основная цель городской парковочной политики заключается в установлении принципов организации и функционирования парковочных мест для транспортных средств на территории города.
Задача парковочной политики города заключается в улучшении эффективности функционирования дорожно-транспортного комплекса города, что достигается за счет следующих показателей:
1. Сокращение времени, затрачиваемого на выполнение транспортных задач.
2. Увеличение эффективности использования бюджетных средств на развитие и обслуживание дорожно-транспортного комплекса города.
Существует ошибочное суждение, что введение платной парковки приводит к сокращению потока автомобильного движения. Нагрузку на транспортную инфраструктуру определяет количество парковок, а не способ доступа.
Идея решения задачи заключалась в разборе транспортных корреспонденций по типам. И скажем, те люди, которые используют индивидуальный транспорт для того, чтобы проехать только на работу, кинуть этот автомобиль на восемь часов, он им не нужен, в эти восемь часов совсем, и надо чтобы он как бы исчез. И другие люди, которые используют автомобиль для культурно-бытовых, рекреационных целей, учебных целей, и даже с целями как корреспонденция дом-дом. Вот тут этих матриц 15 штук, 4 направления, это где человек живет, где он работает, где он учится и прочее. И между ними число сочетания это 4 квадрата, 16 и минус 1, то есть корреспонденции дом-дом нет, считается, что у российского человека один дом, он не бегает.
Но даже для корреспонденции дом-дом это правильно, что мы давайте разделим всех. И тогда появилась идея посчитать все эти корреспонденции, зонировать территорию города на транспортные зоны и понять в какой транспортной зоне такая нагрузка, какими корреспонденциями.
То есть люди туда приезжают с культурно-ботовыми целями, в магазины или на работу. И вот тех людей, которые приезжают на работу, сделать им прямо заградительные меры, чтобы им было тяжело на 8 часов оставить автомобиль, чтобы это было накладно. А для той же массы людей, которые используют личный автомобиль во всех других корреспонденциях, не связанных с работой, как раз им предоставить эти места.
Это прекрасная сеть, в которой мы соединили все транспортные районы напрямую, а затем выделили небольшой участок и посчитали количество линий, проходящих через него. Таким образом, мы имеем объем транспортной корреспонденции, который позволяет нам составить таблицу.
Во-первых, необходимо учитывать наличие автомобилей у людей и количество транспортных средств, которые используются в каждой конкретной зоне. Также важно определить процент индивидуального транспорта, которым люди пользуются. Основная цель заключается в предоставлении достаточного количества парковочных мест для общественной территории.
Уточнив количество рабочих мест, избирателей и рабочих мест в сфере услуг, исключаем из общей суммы рабочие места в сфере услуг. Речь идет о работниках, которые ежедневно приезжают на предприятия и фабрики и проводят там восемь часов, поэтому им необходимо обеспечить парковочные места, чтобы не ставить автомобили на производственных территориях. В отличие от них, работники сферы услуг, такие как магазины, кафе и парикмахерские, обслуживают посетителей, которые необходимым образом припарковали свои автомобили в районе этих объектов. В связи с этим мы предлагаем обеспечить платные парковочные места для посетителей объектов обслуживания.
После определения зон и расчетов всех проходящих через эти зоны линий (маршрутов) необходимо вычислить всю статистическую информацию о транспортном спросе по этим зонам.
Для Перми родился такой методический документ, что должна стоимость парковки все время подходить под уровень загрузки. Если уровень загрузки 85, то это самая лучшая цена. Если он падает, мы должны снижать, то есть пустые парковки — мы должны снижать цену на парковку. Если парковок никаких нет, то есть они все заняты, мы должны повышать эту стоимость. Ну и вот так это уже никто не обсуждает цены, уже все обсуждают только результаты.
С начала введения, в 21−22 годах, поступления от штрафов примерно равнялись доходам от добровольной оплаты парковок. Потом они стали немножко расползаться и к 2023 году они уже стали существенно отличаться в полтора раза. Доходы от добровольной оплаты парковок стали меньше, но доходы в бюджет 263 миллиона рублей. Я считаю, что этой цифрой не надо гордиться, это просто инструмент доступа к парковочным местам.
Цена за единицу времени на парковочном месте должна быть доступна для тех, кому необходимо оставить автомобиль на короткий промежуток времени например, приехав в магазин или кинотеатр. И с другой стороны, она должна стимулировать тех людей, которые хотят припарковаться на длительное время, например на весь рабочий день, отказаться от поездки на личном автомобиле и воспользоваться общественным транспортом.
Читать далее: