Министерство транспорта РФ предложило внести поправки в Градостроительный кодекс. Поправки заключаются в том, чтобы согласно закону власти организовывали транспортную инфраструктуру с учетом не только настоящих объемов перевозок пассажиров, но и будущих объёмов пассажиропотоков. Минтранс предполагает, что это станет решением одной из главных бед России.
Предложение о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в части совершенствования планирования развития транспортной инфраструктуры и перевозок при градостроительной деятельности» опубликовано на портале проектов нормативных правовых актов. В нем отмечается, что изменения избавят крупные города от ряда негативных факторов в сфере транспортной инфраструктуры.
Как сообщает Минтранс, быстрый рост автопарка и концентрация деловой активности вокруг городских агломераций обострили проблемы на дорогах. Одна из главных проблем, снижающих качество жизни россиян – низкая пропускная способность дорог. На борьбу с этой проблемой и направлен проект закона, считает Минтранс РФ.
Комментарий эксперта
Эксперт в области градостроительства и формирования стратегий развития городов и агломераций, основатель и руководитель градостроительной компании Яузапроект, член Правления Союза Архитекторов России Илья Заливухин:
Проблема транспортного планирования актуальна как никогда. Население больших городов активно растёт. Это легко объяснимо. Люди стремятся жить в комфортных городских условиях. Обеспечить устойчивое развитие города позволяет комплексная стратегия пространственного развития. И важнейшая его часть — транспортное планирование. Здесь важно учесть существующую и потенциально-возможную плотность населения и застройки, планирование которых должно быть привязано к каркасу общественного транспорта. Именно об этом часто забывают. Уточню, транспортный каркас подразумевает под собой не только дороги и парковки. Это сложная многоуровневая система включает в себя все виды личного и общественного транспорта.
Логика очевидна: в местах хорошо развитого общественного транспорта (станций метро, скоростных электричек и т.п.) плотность жилой застройки может быть выше. И наоборот, чем хуже транспортная доступность, тем ниже должна быть плотность застройки. Таким образом получаем два основных типа застройки. Малоэтажную — рассчитанную на передвижение на личном автомобиле и плотную, высокоэтажную — ориентированную на скоростной общественный транспорт. Плотность застройки, ориентированной на общественный транспорт, может достигать 600-900 чел./га (рядом с транспортно-пересадочными узлами общественного транспорта или в центре города). При этом застройка, ориентированная на личный транспорт, должна быть не более 150-200чел./га. Такой подход к планированию позволяет значительно уменьшить транспортную нагрузку на существующие улицы города.
Комментарий эксперта
Директор Института транспортного планирования Общероссийской общественной организации “Российская академия транспорта”, д.т.н. Михаил Якимов:
Необходимость конкретизации вопросов градостроительного транспортного планирования в муниципалитетах, а также формализация самого понятия транспортного планирования назревали давно. В последнее время нормативная и законодательная база в области методологии и совершенствования процессов планирования и развития транспортной инфраструктуры постоянно пополнялась. В первую очередь это произошло благодаря активной работе Департамента автомобильного и городского электрического транспорта Министерства транспорта РФ. Департамент выпустил значительное количество нормативных, правовых и методических документов по вопросам транспортного планирования. Настоящий законопроект [«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в части совершенствования планирования развития транспортной инфраструктуры и перевозок при градостроительной деятельности»] носит отчасти технический характер и призван гармонизировать законодательство, в частности, Градостроительный кодекс и закон «О стратегическом планировании» с другими нормативными актами, с национальным приоритетным проектом «Безопасные и качественные дороги» (БКД). В документе предлагается необходимость разработки программ комплексного развития транспортной инфраструктуры в отношении территории двух и более муниципальных образований. Это соответствует задачам проекта БКД в отношении городских агломераций. Законопроект, пожалуй, впервые сформулировал необходимость оценки не только пропускной способности автомобильных дорог, но и провозных возможностей объектов транспортной инфраструктуры, а также оценки перспективных пассажиропотоков.
Пожелание к представленному законопроекту заключается в том, чтобы в составе этого законопроекта прозвучали требования к оценке параметров качества жизни населения в муниципальных образованиях и оценки изменения этого качества жизни в связи с грядущими изменениями. Например, можно рассматривать шумовое загрязнение территории, а также объемы выбросов загрязняющих веществ.