По прогнозам Всемирного банка, к 2050 году количество автомобилей в мире вырастет в два раза и достигнет двух миллиардов. Многие эксперты считают, что улучшить экологическую ситуацию в мегаполисах и уменьшить заторы на дорогах поможет растущая популярность общественного транспорта, который становится все более удобным. В современных городах происходит настоящая мобильная революция, когда общественный транспорт превращается в комфортное средство мобильности, а его использование приводит к полноценному отказу от личных автомобилей. Однако новая мобильность предполагает не только транспортные, но и инфраструктурные изменения. В будущем города наполнят беспилотники и летающие такси, а межгородские логистические транспортные коридоры свяжут экономические центры беспилотным транспортом. Но мало разработать новые виды транспорта, для его функционирования нужна совершенно иная инфраструктура.
Андрей Мавренков Руководитель направления «Будущее городов» международной консалтинговой компании The Boston Consulting Group рассказал об основных трендах, которые сильно повлияют на городскую мобильность.
«Ключевых тенденций, которые ведут к радикальным переменам в сфере мобильности, всего четыре. Первая тенденция заключается в доминировании электромобилей. В горизонте 15 лет доля продаж электромобилей будет значительно увеличиваться, при этом будет расти роль совместного использования. Mobility on demand (мобильные решения по требованию), которое сводится к использованию такси, каршеринга и шеринговой микромобильности, в будущем вырастет в существенную долю городских поездок. Также, радикальные изменения будут связаны с появлением автономных транспортных средств. Сейчас технологии находятся в стадии активного тестирования и в горизонте 15 лет «умный» транспорт займет ту или иную нишу в городе. Последний большой тренд — подключенность. Доля автомобилей с доступом к интернету будет расти очень быстро и уже через несколько лет современные автомобили будут превалировать на дорогах. Это дает возможности для координации транспорта, управления транспортным потоком и включения систем искусственного интеллекта. Эти тренды не могут не повлиять как на бизнес, так и на потребителей. Сегодня, оценивая весь пул прибыли в сегменте мобильности, 95% генерируется в классических сегментах, а именно продажа автомобилей и компонентов, обслуживание, финансирование и страхование. У новых сегментов рынка таких как продажа автономных автомобилей прибыльность стремится к нулю, но эта ситуация быстро изменится. По нашим прогнозам через 15 лет более половины всей прибыли сектора будет генерироваться вокруг новых сегментов, включая продажу новых компонентов, услуги подключения и зарядки. Будущая мобильность будет бесшовной и устойчивой для пассажира, потребителя. Будут развиваться новые формы логистических решений «последней мили», все больше общественных пространств будут свободны от транспорта благодаря услуге робо-шаттлов по требованию и микромобильности».
Отметим, что Правительство РФ на днях согласовало проект постановления «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств», регламентирующий запуск беспилотных такси в столице. В настоящий момент ведется финальная доработка текста, публикация программы запланирована в январе 2022 года, а ввод в эксплуатацию беспилотных такси состоится уже в феврале.
Читайте далее: