В проекте «Активный гражданин» стартовало новое голосование, предлагающее москвичам высказать свое мнение о будущем Московского монорельса на северо-востоке столицы. Власти рассматривают возможность превращения устаревшей инфраструктуры в уникальный прогулочный парк – первый в России, расположенный в воздухе.Речь идет не просто о пешеходной дорожке, а о полноценной зеленой зоне, возвышающейся на шесть метров над землей. Проект предлагает создание 40 000 квадратных метров рекреационного пространства с прогулочными аллеями, 4-километровой беговой дорожкой для занятий спортом, уютными зонами отдыха с цветниками и деревьями, где можно будет встретиться с друзьями, выпить кофе или поужинать в кафе. Главная идея – возможность отдохнуть от городской суеты, наслаждаясь панорамными видами Москвы с необычного ракурса.
Подобные “воздушные” парки уже завоевали популярность в мире. Среди аналогов – нью-йоркский «Хай-Лайн» и сиднейский «Гудс-Лайн», построенные на месте старых железнодорожных путей, а также сеульский «Скайгарден», созданный на месте бывшей автомобильной эстакады.
Инициаторы проекта видят в преобразовании Московского монорельса шанс для обновления городской инфраструктуры. Построенный более 20 лет назад, он так и не был доведен до конца. Изначально интересное технологическое решение, сегодня монорельс морально устарел и не отвечает современным потребностям. За последнее десятилетие пассажиропоток сократился в десятки раз: сейчас им пользуются менее двух тысяч человек в сутки, большая часть которых – туристы. Себестоимость одной поездки составляет около 1,5 тысячи рублей, что почти в 20 раз превышает стоимость проезда в метро.
Комплексное обследование, проведенное ведущим государственным университетом РУТ (МИИТ), выявило техническую ненадежность монорельсовой инфраструктуры, требующую ремонта или обновления. Опираясь на эти данные, НИИ «МосТрансПроект» предложил преобразовать монорельс в современный всесезонный парк, расположенный на высоте шести метров.
Однако, не все эксперты поддерживают идею. Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, Михаил Якимов, считает, что превращение действующего монорельса в парк – «недальновидное решение». По его мнению, монорельс стоит рассматривать как туристический аттракцион, экскурсионный маршрут и развлечение.

Монорельс строился как транспортное сооружение. Изначально проектировщики и идеологи не скрывали, что этот проект будет решать в том числе и экскурсионные задачи, когда с высоты 10 метров пассажиры будут обозревать московские достопримечательности. Так было изначально задумано, и это не стоит скрывать.
Не стоит, я думаю, превращать действующий монорельс в одну из составляющих общей системы транспорта общего пользования города Москвы, работающей по единому билету. Возможно, стоит согласиться, что это определенный аттракцион, туристический маршрут, развлечение и вид экскурсии. Точно такой же, например, как и водно-электрический прогулочный транспорт на Москве-реке в черте города. И на базе этого утверждения сформировать свою собственную концепцию развития, отличную от развития всего остального транспорта.
Предлагаю там, где ранее речь шла о туризме, создать соответствующее экскурсионное обслуживание, тематические маршруты с соответствующим звуковым и видео сопровождением. Да и в целом можно подумать о передаче монорельсовой дороги в управление какому-нибудь ответственному российскому туристическому оператору.
Мне кажется, разрушать действующую транспортную систему, создавая на её базе парки или общественные пространства, — это недальновидное решение. Возможно, стоит сохранить монорельс именно как элемент транспорта.
Таким образом, у москвичей есть выбор: поддержать создание уникального прогулочного парка или сохранить монорельс в качестве туристического аттракциона. Итоги голосования в «Активном гражданине» определят дальнейшую судьбу этой необычной транспортной системы.
Читать далее: