Общее экономическое развитие любого региона во многом зависит от уровня его транспортного освоения и здесь огромное значение имеют международные транспортные коридоры. Они соединяют различные страны, обеспечивая их экономическое, культурное и научно-техническое сотрудничество. Но международные транспортные коридоры — это не только экономические выгоды здесь и сейчас — это еще и гарантия безопасности и успешного развития государства на долгие годы вперёд. Под понятием «международный транспортный коридор» (сокращенно, МТК) понимают сложную транспортную систему, которая проложена по важнейшему направлению движения транспорта. Эта система предполагает комбинирование разных его видов — автомобильного, железнодорожного, морского, а также трубопроводного.
В понедельник, 14 сентября, в рамках пленарной сессии XV международного Форума TRANSTEC директор департамента международного сотрудничества Минтранса РФ Роман Александров обрисовал ключевые проблемы, связанные с развитием мультимодальных международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации. По его мнению, эффективности МТК мешают отсутствие единой системы управления, недостаточная проработка международных договоренностей и высокие риски для частного бизнеса.
Геополитическое положение России между двумя динамично развивающими мировыми полюсами деловой активности — Европой и Азией, предопределяет ее особую роль в обеспечении евроазиатских связей. Именно сейчас, в разгар экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, и в условиях снижения поступлений в бюджет от экспорта нефти и газа, настал момент, когда России надо сделать существенный рывок в формировании МТК.
«Требуется связать рынки Южной Европы с рынками Центральной Азии, например, через Махачкалу. Для этого надо изучить корреспонденции грузов, оценить стоимость логистической цепочки, конкурентные предложения через территорию других стран, снизить затраты за счёт снятия физических или административных барьеров. Помочь на первом этапе раскатке маршрута. Сейчас Дирекция международных транспортных коридоров готова положить на бумагу эту крупную маршрутную сеть, оформив его в качестве официального государственного решения, одобряемого Правительственной комиссией по транспорту. Дальше в рамках этих маршрутов будут детально прописаны логистические цепочки и конкретные трассировки. По каждой из трассировок планируется создание индивидуального паспорта, разработка системы KPI, оценка существующих линейных регулярных сервисов и грузопотоков», — поясняет Роман Александров.
Чиновник также отметил, что судьба транспортных коридоров не может решаться в границах одной страны, а требует международного сотрудничества: «МТК не начинаются в Российской Федерации и не заканчиваются в ней, они по своему принципу межнациональные. Мы не можем фокусироваться только на российской части транспортных коридоров, а должны рассматривать их целиком, от места зарождения до места погашения. Такой подход предполагает международные договоренности.Кроме того, к созданию МТК необходимо привлекать частный бизнес, который сейчас не торопится в них участвовать по некоторым направлениям. Одна из причин – уровень рисков превышает уровень доходов для компаний».
Роман Александров убежден, что необходимо помогать бизнесу запускать эти логистические цепочки: «Если существует какая-то готовая транспортная цепочка, то обязательно есть компании, в ней заинтересованные. Мы предлагаем им финансировать работу по развитию этой трассировки совместно, помогать средствами на зарплату сотрудникам, на создание необходимых им помещений. Мы можем поддерживать бизнес в плане контакта с властью, продвигать их идеи в Министерствах транспорта и экономики. Но бизнес, в свою очередь, должен эту софинансировать работу. Когда будет совместное финансирование, у всех участвующих сторон существенно повысятся требования к качеству работы и повысится ее эффективность».
Напомним, в конце августа премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление о субсидировании транзитных железнодорожных перевозок контейнеров по территории РФ. Новая мера касается транзитных маршрутов, соединяющих припортовые станции Тихоокеанского бассейна с Балтийским и Черным морями, а также с пунктами пропуска на границе с Финляндией, Белоруссией, Польшей и Азербайджаном. Роман Александров считает, что аналогичные инструменты необходимы и по другим видам транспорта: «Это не исчерпывающие документы, а лишь их часть. Но, получив в руки эти инструменты, необходимо развивать логистические цепочки, постепенно уменьшая государственную финансовую поддержку и сохраняя организационную».
Подобные меры повлекут увеличение объема оказания транспортно-логистических услуг на качественно новом уровне, повлекут за собой увеличение национального дохода и соответственно приведут к мультипликативному эффекту в сфере развития производства товаров и услуг, внешнеэкономической деятельности и снижению доли транспортно-логистических издержек в валовом внутреннем продукте. Располагая системой морских портов на Балтике, в Азово-Черноморском бассейне, на Каспии, в Северном и Дальневосточном бассейнах, мощным каркасом
железных дорог, уникальной по конфигурации сетью внутренних водных путей, разветвленной сетью автомобильных дорог, международными аэропортами, воздушными трассами, обеспечивающими эффективное использование воздушного пространства страны для международных перевозок, Россия обладает огромным транспортным потенциалом, который способен реализовать национальный транспортный ресурс для обеспечения не только внутренних потребностей страны, но и для транзитных евроазиатских перевозок грузов и пассажиров во всех видах сообщений.
One thought on “Международные мультимодальные транспортные коридоры России: развитие и эффективность”