Сегодня транспортная мобильность переживает одно из важнейших социальных, технологических и экономических изменений. Эта трансформация вызвана тремя серьезными революционными технологическими тенденциями: электромобили, автономные транспортные средства и концепция мобильность как услуга (MaaS). По отдельности каждое из этих достижений может значительно нарушить «экосистему» города, но, объединив их, транспортная мобильность полностью перестроится. В то же время наблюдается явный сдвиг в восприятии потребителями мобильности. В частности, это касается владения автомобилем. Эти изменения можно объяснить желанием потребителей иметь мобильность «по требованию» в качестве альтернативы владению. К 2050 году население планеты достигнет 9 миллиардов человек, 70% из которых будут жить в городах. В результате для городов станет критически важным наличие интеллектуальных решений для мобильности — именно в этом контексте в игру вступает мобильность как услуга. MaaS включает мультимодальное объединение видов транспорта, а также мобильность по запросу. В этом смысле мобильность как услуга — это следующий шаг в эволюции транспорта.
Роман Душкин, главный архитектор интеллектуальных транспортных систем ООО «Ростелематика», член научно-технического совета Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика объяснил, как новые технологии могут влиять на транспортные решения:
«Научно-технический прогресс открывает огромные возможности, чтобы автоматизировать старые процессы и хаос, однако это выглядит нецелесообразно и экономически необоснованно. Автоматизация хаоса не приведет ни к чему, кроме как к автоматизированному хаосу, то есть, автоматизировать старые бизнес-процессы, имея новые методы и средства — неправильно. Научно-технический прогресс открывает перед нами новые задачи. В качестве примера таких задач — организация V2X типа взаимодействия для беспилотного движения. Например, организация приоритетного проезда на пешеходном перекрестке сегодня решается при помощи жестко запрограммированных правил. В случае постепенного внедрения беспилотного транспорта в городе, можно было бы воспользоваться новой технологией, а не жестко запрограммированными алгоритмами. Применяя теорию игр, можно использовать технологию, которая заключается в том, что к светофорному объекту подъезжают по конкурентным направлениям несколько подвижных единиц наземного городского пассажирского транспорта. Они осуществляют торговлю в рамках аукциона, который организовал светофорный контроллер для предоставления приоритетного проезда. Это лишь один из примеров, как сквозные технологии могут быть применены на транспорте. Любые аспекты транспорта и логистике могут подвергаться цифровизации, автоматизации и интеллектуализации. Под этими словами понимается предиктивный анализ происходящего с действием на объект управления в проактивном управлении. Транспортным инженерам будет необходимо будет искать те новые задачи, которые будут автоматизированы новыми методами».
Роман также рассказал про цифровизацию в мультимодальных перевозках, вокруг какого транспорта необходимо выстраивать систему MaaS:
«Мультимодальность — это свойство транспортной системы, заключающийся в использовании для осуществления транспортировки пассажиров и грузов транспорта разной модальности, предоставляя клиенту, тем самым, прозрачный и бесшовный перевозочный процесс из пункта выезда в пункт назначения. Цифровизация транспорта позволит реализовать сквозные и открытые логистические цепочки в парадигме MaaS. Однако, если мы строим мультимодальную интеллектуальную транспортную систему, то именно транспорт автомобильной модальности, который сейчас автоматизируется семимильными шагами, для которого во всех агломерациях строится ИТС , станет транспортом последней мили — объединяющей платформой для того, чтобы подцеплять к себе транспорт других модальностей, в том числе, водный, воздушный и железнодорожный. Это позволит построить общую мультимодальную ИТС на основе как муниципалитета, так и региона и государства. Общая интеграционная платформа должна находиться в составе автомобильного транспорта и раздавать другим транспортным модальностям необходимые задачи».
Отметим, что первый в России мультимодальный туристический маршрут с использованием железнодорожного и водного видов транспорта запустили 29 мая 2021 года в карельском городе Сортавала. Поездом, а затем на теплоходе на подводных крыльях «Метеор» пассажиры могут добраться из Москвы до острова Валаам. Новый маршрут предполагает возможность покупки единого билета на два вида транспорта в «одном окне» — в кассе или на сайте железнодорожной компании. Поезд отправляется из Москвы с остановками в Санкт-Петербурге, Петрозаводске и городе Сортавала, где пассажирам предложат пересесть на стыковочный «Метеор» и добраться на остров Валаам. Начать путешествие можно из любой точки по ходу пути. Стоимость проезда по маршруту Москва — Валаам будет варьироваться от 980 до 3900 рублей в зависимости от класса обслуживания, времени отправления.
Читайте далее: