Народный каршеринг: сдавать личный автомобиль или нет

18 сентября глава московского департамента транспорта Максим Ликсутов сообщил о работе над приложением «Народный каршеринг». С его помощью жители столицы смогут сдавать в краткосрочную аренду свои автомобили. «По статистике, более 90% времени личный автомобиль проводит без движения. Ваша машина сможет заработать вам деньги, а городу — помочь разгрузить дороги. При этом приложение будет собственностью Правительства Москвы, и мы будем внимательно смотреть профили пользователей — на наличие опыта вождения и стажа управления транспортным средством. Мало того, Вы, как собственник машины, сами сможете определить — кому разрешить брать в аренду свою машину (возраст, опыт и др.) и где вернуть ее», — пояснил глава департамента. 

Представители каршеринга сразу выявили ряд некоторых подводных камней проекта, например, вопрос о парковочном разрешении. Успех каршеринговых операторов во многом обеспечивается наличием парковочных разрешений, а как вопрос с парковочными местами будет решаться в случае с автомобилями физических лиц — пока неясно. Сооснователь каршерингового сервиса BelkaCar Екатерина Макарова считает, что это может быть потенциальной уязвимостью в случае, если люди повсеместно пойдут получать разрешения на бесплатную парковку. Екатерина так же отметила, что каждая модель автомобиля, которая появляется в парке оператора каршеринга, проходят ряд исследований и тестов, прежде чем оборудуется необходимыми модулями. В нынешних каршеринговых сервисах нет большого разнообразия моделей прежде всего потому, что оператор тщательно изучает и тестирует приемлемые модели, выбирая несколько автомобилей из разного сегмента, тем самым стандартизируя сервис.

Жители столицы пока скептически подходят к идее народного каршеринга, большинство автовладельцев не рискнут отдать незнакомцу личный автомобиль даже на временное пользование. Например, опрос движения «Синие ведерки» показал, что из 700 опрошенных 92% не готовы участвовать в этом проекте. Автоэксперты сомневаются, что идея департамента транспорта с «народным каршерингом» станет популярной среди москвичей: проблемой может стать  законодательная база и сложные условия аренды.  Петр Шкуматов, координатор движения «Общество синих ведерок», считает, что пока в проекте очень мало деталей. Не урегулирован вопрос в случае ДТП по вине арендатора, непонятна схема компенсации убытков за поврежденный автомобиль, нет понимания ответственности арендатора по отношению к личным вещам владельца или, например, к запчастям автомобиля, которые потенциально могут быть украдены. По словам Шкуматова, пока это только теория и вряд ли в ближайшее время она воплотится в реальность.

Издатель проекта «Трушеринг» Юрий Николаев считает саму идею крайне интересной, однако отмечает, что с точки зрения реализации проект сложен технически: «Попутно возникает огромное количество вопросов, связанных со страховкой, с ущербом, кто будет разбираться со сложными случаями аварий. Новость не первый раз звучит, впервые Ликсутов заявил об этом в сентябре 2018 года, и тезисы звучали те же самые. Мне интересно, что с этим будет делать город, будет ли под это разработан отдельный департамент, штат. Еще открыты вопросы, что с оборудованием, то есть на автомобилях по логике должно быть установлено диагностическое оборудование, они должны быть технически исправны. Кто будет проверять техническую исправность — непонятно». 

Сегодня идея народного каршеринга выглядит весьма нереалистично, учитывая стремительный рост количества ежедневных поездок на арендованных автомобилях. Высокий спрос на каршеринга в Москве связан в первую очередь с возможностью пользоваться городской парковкой. Можно заметить, что сервисы каршеринга активно развиваются только в тех городах, где припарковать личный автомобиль — дорогое удовольствие. В России сервисы каршеринга особенно популярны в Москве и Сочи — другие города сильно уступают по показателям ежедневных поездок. В любом случае, каршеринг никогда не вытеснит сервисы такси, потому что там всю ответственность на себя берет водитель, а в каршеринге штрафы за нарушения, компенсацию в случае аварии платит арендатор. При этом разницу в изначальной цене нельзя назвать существенной.

Услуга «народного каршеринга» работает в некоторых штатах США — у самых крупных операторов. Частично она реализована и в России, у сервисов Rent-a-ride и Soauto. Правда, ни В России, ни где-либо еще в мире услуга большим спросом не пользуется. Дело и в бюрократии, и в том, что далеко не каждый готов одолжить свой автомобиль чужому человеку.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика