Во вторник,16 марта, в технопарке инновационного центра «Сколково» состоялось пленарное заседание второго международного форума-выставки «Чистая страна». На пленарном заседании выступили заместитель председателя правительства России Виктория Абрамченко и министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов. В мероприятии приняло участие порядка 5 тыс. человек и более 300 выступающих, в числе которых были главы министерств, губернаторы, руководители ведущих промышленных предприятий, разработчики природоохранных технологий, производители техники, мировые эксперты в области экологии и общественные деятели. Организаторов и гостей форума поприветствовал Президент Владимир Путин: «Отрадно, что ваш форум становится традиционным и объединяет на своей площадке большое число участников – представителей органов власти, СМИ, экспертных, предпринимательских кругов, волонтёров, добровольцев. Ведь проблемы, которые здесь обсуждаются, имеют без преувеличения жизненно важное значение, требуют солидарной ответственности государства и институтов гражданского общества. Сегодня перед нами стоит целый комплекс серьёзных задач, главные из которых рациональное, бережное использование природных ресурсов, создание современной инфраструктуры для эффективного обращения с отходами производства и потребления, переход предприятий на передовые технологии, формирование экологической культуры», — следует из обращения президента, опубликованного на сайте Кремля.
В ходе форума состоялись открытие дискуссии, мастер-классы, практикумы и лекции. Интересная дискуссия развернулась на полях блока «Чистый воздух»: вторые легкие», где выступили Константин Цыганов, заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации; Александр Власов, руководитель проектного офиса федерального проекта «Чистый воздух», Рамиль Низамов, заместитель руководителя Росприроднадзора, а также представители добывающих компаний, эксперты и представители некоммерческого сектора.
Интереснейшим выступлением в ходе дискуссии стал доклад Юрия Васильевича Трофименко, заведующего кафедрой «Техносферная безопасность» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), начальника НИИ Энергоэкологических проблем при МАДИ, вице-президента Российской академии транспорта. В частности, он рассказал о проблемах, которые существуют сейчас при расчете объемов выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в городах. Он отметил, что существует около 7-8 методик, которые позволяют рассчитать количество выбросов на основе движения транспортного потока. Он обратил внимание, что согласно государственному докладу о состоянии и об охране окружающей среды, в 2018-2019 году произошло резкое снижение выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта практически в 5 раз — с 15 108 тонн в год до 5 291 тонн в год. По его словам, это связано лишь с тем, что изменились методики расчета суммарных выбросов. Сегодня выявлены и недостатки современных отечественных методик расчета выбросов загрязняющих веществ. Во-первых, отсутствуют исходные данные по удельным (в г/км пробега) выбросам СО2, РМ10, РМ2.5, ПАУ, других загрязняющих веществ разных категорий легковых АТС по рабочему объему двигателя, грузовых АТС по полной массе, автобусов по длине разных экологических классов, включая ЕВРО-6 на разных видах топлива, с комбинированными энергоустановками (бензин-электро, дизель-электро, КПГ(СПГ)-электро), годовым пробегам разных типов АТС. Во-вторых, отсутствуют процедуры верификации исходных данных и результатов расчетов. В-третьих, отсутствуют процедуры расчета социально-экономической и экологической эффективности мероприятий, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от одиночных транспортных средств, транспортных потоков, парков автомобилей.
Главный редактор Агентства транспортной информации, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Ростиславович Якимов так же участвовал в форуме «Чистая страна» и поделился своими мыслями об услышанном: «Состоялось довольно масштабное мероприятие, в котором участвовали ключевые министры правительства РФ во главе с заместителем председателя правительства Викторией Абрамченко. На форуме работало несколько площадок, где обсуждали влияние загрязнения на воздух, воду, работу с утилизацией твердых бытовых отходов. В частности на секции «Чистый воздух» выступили представители компании Роснефть, Норникель, представители которых рассказали о мероприятиях, проводимых их компаниями в зоне размещения производств. Одним из интереснейших докладов было выступление Трофименко, который указал на то, что основным сдерживающим фактором в осознании степени влияния автотранспорта на загрязнение атмосферы в крупных городах является несовершенство российских методик при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферы городов. по разным методикам объемы суммарных выбросов отличаются на несколько порядков. В частности, суммарный валовый выброс загрязняющих веществ автомобильным парком города Челябинск по методологии АО «НИИ Атмосфера» составил 37 тыс тонн, а по методике EMEP/EAA с использование программы Copert — 24 тыс. тонн. Мы видим, что на таких территориях суммарные расчеты отличаются в полтора раза. Основный вывод, который сделали участники круглого стола «Чистый воздух» заключается в том, что целесообразно разработать усовершенствованную методику оценки валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автомобильным транспортом с согласованным (конкретным) набором исходных данных и использованием отечественных и наиболее полных и достоверных международных методик, а также методов верификации исходных данных и результатов расчетов с использованием методов машинного обучения».