О рекомендациях Общественной палаты Российской Федерации в сфере транспортного планирования

27 февраля в Общественной палате РФ (Миусская пл., д. 7) прошел круглый стол «Актуальные вопросы обеспечения безопасности пассажиров и пользователей услуг железнодорожного транспорта».

Организаторами выступили — Комиссия ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам, Общественный совет при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, Общественный совет при Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ).

Модератором выступил — заместитель председателя комиссии ОП РФ, руководитель рабочей группы по транспорту и дорожной инфраструктуре при комиссии ОП РФ Андрей Усенко.

При разработке комплексных программ развития, региональных планов комплексного транспортного обслуживания (РКПТО) и стандартов транспортного обслуживания (РСТО), необходимо учитывать региональные особенности.

На мероприятии с этим вопросом выступили члены Общественного совета при Ространснадзоре – Юрий Юрьевич Свешников и Михаил Ростиславович Якимов, которые подчеркнули важность выверенных подходов к разработке РКПТО и РСТО.

Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, д.т.н. Михаил Якимов:

Мне видится сейчас уникальное окно возможностей, о котором Юрий Юрьевич уже упоминал, – разработка комплексных региональных планов, определяющих стандарты транспортного обслуживания населения.

Как справедливо заметил Олег Михайлович, наш общественный Совет Ространснадзора не разделяет виды транспорта. Мы ставим во главу угла пассажира, которому необходимы единые стандарты безопасности, независимо от того, каким образом он перемещается между различными видами транспорта.

Суть этой возможности в том, что изменения в 220-м федеральном законе об организации регулярных перевозок теперь обязывают регионы разрабатывать комплексные планы транспортного обслуживания населения и, что самое важное, устанавливать соответствующие стандарты.

Этот закон вступил в силу в 2024 году, и я принимал участие в подготовке двух постановлений правительства, определяющих методику формирования комплексных планов и требования к стандартам, обеспечивающим эту методику. Главное, что в этих постановлениях и стандартах, и в самих планах прослеживается три основных направления. Критериев много, но они сгруппированы вокруг трех ключевых аспектов: доступность перевозок, безопасность перевозок и комфортность. В обоих постановлениях законодатель и регулятор, в лице Министерства транспорта, подчеркивают взаимосвязанное развитие этих планов и стандартов. Пожалуй, это первый подобный прецедент.

Ранее мы начали консолидировать различные виды транспорта в сфере образования, создавая бесшовные маршруты с точки зрения управления. Теперь, с точки зрения нормативного регулирования, это, вероятно, первый шаг к разработке единых стандартов безопасности, применимых ко всем видам транспорта.

Из постановления убрали таблицу с первоначальными стандартами, задающими критерии безопасности. И, возможно, это правильно, поскольку каждый регион должен подходить к этому вопросу индивидуально, учитывая особенности своей территории. У кого-то есть водный транспорт, у кого-то его нет. В одних регионах, как в Кирове, развита железнодорожная сеть, в других она практически отсутствует. Главная научная задача в этом открывающемся окне возможностей при разработке подобных документов – это прогнозирование объемов перевозок пассажиров различными видами транспорта на региональном уровне.

Это настоящий вызов для науки, для нас, для Российской Академии Транспорта. В качестве предложения, я бы хотел отметить, что Общественная палата – идеальная площадка для привлечения всех заинтересованных лиц, членов общественных советов и объединений, через институты Общественной палаты и региональных общественных палат, к пристальному вниманию к разработке этих двух ключевых документов.

Разработка уже идет полным ходом, и по сути, к марту все должно быть завершено. Поэтому я призываю региональные общественные палаты обратить особое внимание на этот процесс, ведь во многих регионах при Министерстве транспорта существуют общественные советы, которые, возможно, не всегда уделяют достаточно внимания заложенным в этих документах показателям обеспечения безопасности. А ведь именно за это будет отвечать губернатор, и именно по этим показателям будут сравнивать регионы друг с другом. Задача – создать регион, максимально обеспечивающий безопасность движения на всех видах транспорта. Это первое предложение.

Второе – разрабатывать эти документы не с нуля, а на основе уже существующих документов транспортного планирования. При Министерстве транспорта действует экспертный совет, отвечающий за разработку этих документов, и мы уже утвердили их примерно в 50-60 регионах. Это качественные, хорошо проработанные документы, из которых можно брать готовые решения и устанавливать соответствующие параметры в таблице оценки безопасности движения. Не нужно изобретать велосипед. Это позволит быстро унифицировать стандарты транспортной безопасности по каждому региону.

И третье, конечно, необходимо сформировать предложения по увеличению доли перевозок пассажиров транспортом с высокой степенью защищенности от дорожных происшествий и внешних воздействий. Я говорю, конечно, о железнодорожном транспорте, и при таком фундаментальном подходе решение технических вопросов потребует гораздо меньше ресурсов.

По результатам обсуждения было принято решение обратиться от Общественной палаты Российской Федерации к региональным общественным палатам и общественным советам при региональных транспортных администрациях с озвученными Михаилом Ростиславовичем предложениями.

Читать далее:

О безопасности пассажиров и пользователей услуг общественного транспорта

🔹 Поделиться ВКонтакте
🔹 Поделиться в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика