Защиту прав авиапассажиров обсудили в Общественной палате РФ

В Общественной палате РФ 2 июня состоялся круглый стол, посвященный актуальным вопросам защиты прав авиапассажиров, где прозвучал ряд предложений по улучшению ситуации в этой сфере. Среди инициатив – формирование рабочей группы для разработки поправок в законодательство, регулирующее авиапассажирские перевозки, создание общественных советов (ОС) при аэропортах России, учреждение института омбудсменов по правам авиапассажиров и обеспечение прозрачности ценообразования на авиабилеты.

Заместитель Секретаря ОП РФ Владислав Гриб, открывая дискуссию, подчеркнул, что приоритетом должна быть именно защита прав авиапассажиров. Он отметил, что эксперты разрабатывают национальную общественную программу повышения уровня защиты прав пассажиров в сфере авиаперевозок, концепция которой требует широкого обсуждения. Он также напомнил о предстоящем осеннем форуме авиапассажиров, где будут подняты самые актуальные вопросы отрасли.

Замруководителя Росавиации Наталья Андрианова сообщила, что с января 2025 года в правила воздушных перевозок включены нормы о скидках на детские авиабилеты. Кроме того, с 1 сентября вступает в силу приказ Минтранса России, устанавливающий новый порядок взимания платы за перевозку пассажиров и багажа, включая право опоздавшего пассажира на использование обратного билета. Эти меры, по ее словам, направлены на усиление защиты прав авиапассажиров.

В свою очередь, Владислав Гриб предложил расширить систему скидок на детские авиабилеты, распространив ее на детей до 16 лет из многодетных семей.

Председатель Общественного совета при Минтрансе РФ Татьяна Горовая поддержала идею активной поддержки многодетных семей. Она также предложила создать на базе ОС систему мониторинга ценовой доступности авиабилетов и сделать публичной информацию о факторах, влияющих на стоимость авиаперевозки.

Участники дискуссии уделили особое внимание необходимости внесения изменений в законодательство об овербукинге и специальных тарифах. Подчеркивалась важность законодательного закрепления понятия «овербукинг», введения обязательных компенсаций в таких случаях, а также запрета на снятие с рейсов пассажиров с детьми и инвалидов.

Замруководителя Росавиации Наталья Андрианова:

Мы давно уже с авиакомпаниями и с Минтрансом обсуждаем, каким образом это будет происходить и какие основные принципы должны быть положены в основу законопроекта. В законопроекте лежат пять основных принципов. 

Информированность пассажира

В процессе разработки законопроекта было получено очень хорошее предложение – включить информацию, помимо того, что она будет размещаться в каждой авиакомпании на своем сайте (это обязанность, заложенная в законе), включить информацию в билет. То есть, покупая билет, маршрутную квитанцию, неважно в каком виде – бумажном или электронном, пассажир будет в билете видеть размеры компенсации, которые ему положены, что очень важно.

Защищённые категории

Второе – защищённые категории. Защищённые категории чётко прописаны в законе.

Здесь есть один нюанс. Когда мы обсуждали текст законопроекта, сначала включили формулировку, что защищённые категории, в принципе, не попадают под овербукинг, им никто и звонить не должен, и предлагать не должен. Но потом, взяли практику зарубежную, где, как я на прошлом заседании рассказывала, в Америке, например, проводят аукционы среди пассажиров, которые хотят участвовать в овербукинге, то подумали, почему бы защищённым категориям тоже не иметь возможности. Поэтому включили формулировку, что с согласия защищённых категорий они тоже могут стать участниками овербукинга, если им это удобно.

Согласие пассажира

Надо сказать, что законопроект сейчас построен таким образом, что практически всё происходит с согласием пассажира. И только если пассажиру предложили всё, что можно, компенсации, пересадку, какие-то дополнительные льготы, ещё что-то, и если только на самом последнем этапе, когда уже все мероприятия проведены, он не согласен, только в этом случае происходит нечто одностороннее со стороны авиакомпании. В основном весь процесс, он построен на согласии.

Компенсация и скорость ее предоставления

Третий принцип – это компенсация и скорость ее предоставления. Компенсация должна быть закреплена в законе. В законе должен быть закреплен чёткий размер компенсации, чтобы не было каких-то там злоупотреблений.

Какая наша цель по компенсации? Цель – выплатить ее пассажиру сразу и быстро. Как получить в кассе компенсацию быстро? Нужно, чтобы у кассира была строгая информация. У него есть предыдущее бронирование, есть цифра, сумма, за которую пассажир купил билет. Есть цифры – моментальная выплата. 

Ответственность авиакомпании

Следующий принцип, четвертый, – это ответственность авиакомпании. Ответственность авиакомпании у нас существует административная, в силу закона.

Конкуренция между авиакомпаниями

И последний принцип, он, наверное, может быть такой не совсем очевидный, но на самом деле за рубежом это присутствует и практикуется очень широко. Это повышение конкуренции между авиакомпаниями.

Законопроект предусматривает, что авиакомпания вправе расширять список защищённых категорий пассажиров. То есть какая-то авиакомпания может дополнительно расширить ещё какие-то категории, которых она вносит. Авиакомпания может предоставлять дополнительные компенсации в разных случаях. И в этой ситуации авиакомпании будут конкурировать между собой в борьбе за пассажира.

А сейчас это особенно актуально, потому что в нашей текущей непростой ситуации авиакомпания действительно вынуждена бороться за пассажиров.

И работа эта достаточно большая. Начинается она с того, как правильно коллеги из Росавиации отметили, что каждая компания должна иметь механизм совершенно прозрачный, каким образом происходит вот этот расчет того процента билетов, которые будут реализовываться на каждом рейсе.

Читать далее:

Международный транспортно-логистический форум состоится весной 2026 года в Санкт-Петербурге

🔹 Поделиться ВКонтакте
🔹 Поделиться в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика