Как планируют усилить контроль обязательного страхования автогражданской ответственности

Сегодня тема обязательного страхования автогражданской ответственности имеет большой общественный резонанс.  Эксперты утверждают, что необходимо найти золотую середину в регулировании интересов страховых организаций, станций технического обслуживания и, главное, автовладельцев, которая бы максимально удовлетворила потребности всех сторон. Детально тему обсудили представители исполнительной власти и отраслевые эксперты в Совете Федерации. К обсуждению были приглашены представители Министерства финансов, Минпромторга, Минтранса, Минэкономразвития, Банка России, МВД РФ, Российского Союза Автостраховщиков (РСА), Национального автомобильного союза, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, профильных региональных органов исполнительной власти.

Сложность ситуации объяснил Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов: «Автолюбителю проще заплатить несколько раз в год штраф 800 руб., чем оплачивать страховку целиком. Цена страховки может достигать 20 тыс. руб. для определенной категории водителей. К контролю ОСАГО необходимо подключать камеры ГИБДД».

Замглавы Минфина Алексей Моисеев предложил поднять размер санкции до 5 тыс. руб. Он напомнил, что езда без полиса считается «длящимся» нарушением, поэтому невозможно прислать штраф за проезд без страховки под каждой камерой. Алексей Моисеев считает, что это ограничение можно было бы снять. «Проехался от Москвы до Рязани и «нащелкал» себе стоимость полиса. Тогда в принципе штраф можно и не повышать», — пояснил он. По мнению Моисеева, можно обойтись и без существенного увеличения суммы. В пример он привел ситуацию, когда водитель проезжает непристегнутым через десять камер и получает из-за этого десять штрафов. «Если человек на каждой камере будет платить 800 рублей за отсутствие полиса ОСАГО, я думаю, что можно штрафы не повышать», — добавил замминистра.

Приглашенные на совещание независимые эксперты предложения ведомств и РСА восприняли скептически. Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников рассказал, что многие коммерческие перевозчики хотят приобрести полис ОСАГО, но страховщики отказываются заключать договор под разными предлогами или соглашаются лишь после оплаты дополнительных услуг (например, при условии страхования жизни водителя). Прежде чем повышать штрафы, нужно создать систему, которая фиксировала бы обращения перевозчиков к страховщикам и их отказы, считает он.

У обычных автовладельцев такие же проблемы, подтвердил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин: «Практика ухода от продажи полисов есть по всей стране, и мы не понимаем, почему ЦБ не принимает никаких карательных мер. Лишь 5% автомобилей ремонтируются в автосервисах в рамках «автогражданки» (то есть по направлению страховщиков), остальным компании выплачивают деньги, которых в большинстве случаев на починку не хватает, хотя цена полиса растет — по данным ЦБ, на 17% в 2022 году. Все больше людей готовы отказаться и отказываются от ОСАГО, и штрафами вы их обратно не загоните».

То, что выплат часто не хватает на оплату ремонта, подтвердил и член правления Союза автосервисов Илья Плисов: проблема в используемых РСА справочниках цен на запчасти — их надо обновлять не раз в квартал, как сейчас, а раз в месяц.

Кроме того, обсуждения повышения стоимости штрафа обсуждали вопрос использования б/у запчастей. В рамках дискуссии подчеркивалось, что в приоритете должна быть безопасность дорожного движения. Из-за ухода из России крупных автопроизводителей возник дефицит комплектующих, плюс добавились сложности логистики. Вследствие этого отмечается рост стоимости запчастей на 30-50%. Но как отмечает и. о. директора департамента страхового рынка Банка России Илья Смирнов статистика по выплатам в ОСАГО показывает, что средняя стоимость полиса увеличилась на 17%, то есть не так значительно. Для безаварийных водителей со стажем от 3 лет цена «автогражданки» выросла еще меньше – на 8%.

Напомним, в настоящее время штраф составляет 800 рублей. Правда, выписывать его за езду без ОСАГО могут ежедневно. Что составит не менее 24 000 в месяц. Тем более, что предполагается, что уже в этом году отслеживать водителей без ОСАГО будут с помощью камер. По данным РСА, в 2022 году было оформлено на 4% меньше полисов.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика