В Москве за 1 рабочий день такси перевозят, в среднем, более 1 миллиона 600 тысяч пассажиров. Число пассажиров такси в сутки выросло практически в 20 раз: с 77 000 в 2011 году до 1,6 млн. в настоящее время. При этом, на начало 2022 года по результатам исследования Общероссийского народного фронта, три четверти таксистов не имеют полисов Обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), либо страхуют транспорт по обычному тарифу.
Светлана Гусар, вице-президент некоммерческой организации «Национальный союз страховщиков ответственности» рассказала о том, какие задачи сегодня стоят перед законодателями в части включения таксомоторных перевозок в систему обязательного страхования.
«На сегодняшний день такси является единственным исключением из видов транспорта, осуществляющих перевозку пассажиров, в отношении которого не действуют обязанности по страхованию ответственности перед пассажирами. Это исторический пробел — когда в 2012 году принимался закон №67 «О страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами» такси находилось в крайне слабом правовом регулировании, и законодатель не смог понять, как правильно осуществить включение этого бизнеса в рамки закона. Законопроект о включении такси в систему обязательного страхования был принят в первом чтении в 2018 году. На данный момент прошло уже четыре года в ожидании принятия основного закона о такси, так как два профильных комитета Государственной Думы достигли соглашения о том, что дальнейшее рассмотрение законопроекта о включении такси в систему обязательного страхования будет целесообразно после принятия основного закона». Необходимо учитывать, что существует норма: как только вид транспорта включается в систему обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажирами, в этот момент выплаты пассажирам из ОСАГО исключаются — они начинают реализовываться в рамках № 67-ФЗ. Такой порядок связан с тем, что лимит по риску причинения вреда жизни или здоровью на каждого пассажира по ОСАГО определен в 500 тыс. рублей, тогда как по страхованию ответственности перевозчика минимальный лимит установлен в размере 2 млн рублей. Другой особенностью страхования ответственности перед пассажирами является то, что выплата компенсации осуществляется без установления вины», — отметила Светлана Гусар.
Она отметила, что в то же время страхование не будет сильно обременять частные предприятия: «90% перевозчиков имеют страховую премию в размере не более 10 000 рублей и только крупные перевозчики, например, «Мосгортранс» уплачивает премию в разы больше, пропорционально объему количества перевезенных пассажиров. Дорого не будет. Пассажир в случае травмы получит в четыре раза больше, а предприятие станет защищенней от тех имущественных претензий, которые могут предъявляться пассажирами».
Отметим, что по данным Российского союза автостраховщиков, за девять месяцев 2021 года страховые компании направили 7 150 заявлений по подозрению в махинациях с полисами. Сумма ущерба составила более 3,7 миллиарда рублей, а уголовные дела возбуждены по пятнадцати процентам поданных заявлений.
Читайте далее: