В здании Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) по адресу: Ленинградский проспект, 37, прошло итоговое заседание Общественного совета при федеральной службе.
Заседание стало итоговым мероприятием 2024 года, на котором были подведены итоги работы как федеральной службы, так и Общественного совета в 2024 году.
Основной доклад на итоговом заседании Общественного совета сделал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Фёдорович Басаргин на тему: «Об итогах деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и её межрегиональных территориальных управлений в 2024 году и задачах на 2025 год. О рассмотрении Плана работы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2025 год».
В своём докладе Виктор Басаргин всесторонне оценил деятельность службы по обеспечению безопасности на транспорте и подвёл основные результаты работы в плане пресечения правонарушений на транспорте, профилактических мероприятий, а также основные финансовые показатели работы службы в 2024 году.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Фёдорович Басаргин:
Миссия федеральной службы – формирование культуры безопасности в сфере транспорта. Это касается всех, кто работает в сфере транспорта, и всех, кто пользуется его услугами, то есть каждого жителя нашей страны. Сотрудники службы ежедневно активно решают задачи повышения уровня безопасности, снижения аварийности во всем транспортном комплексе, своевременно принимают предупредительные и профилактические меры.
Количественные показатели нашей деятельности в 2024 году: количество контролируемых лиц на 1 января текущего года составляет чуть более 173 тысяч. Показатель в последнее время достаточно стабильный и зависит от решений правительства Российской Федерации. Небольшие колебания наблюдаются из-за укрупнения компаний при принятии одних решений или, наоборот, увеличения количества индивидуальных предпринимателей.
Объектов в контроле сегодня более 8 миллионов, из них подлежащих категорированию – более 440 тысяч. 2 343 объекта относятся к высокой и чрезвычайно высокой категории риска. К значительной, средней и умеренной категориям риска относятся более 55 тысяч объектов, и 380 тысяч объектов – к низкой категории риска.
В 2024 году Ространснадзором проведено 1143 контрольно-надзорных мероприятия со взаимодействием с контролируемым лицом. Это на 12% меньше, чем в 2023 году. В разрезе плановых и внеплановых проверок, в 2024 году снижение общего числа проверок на 12% обусловлено сокращением плановых проверок.
Плановых проверок проведено на 36% меньше, чем в 2023 году. Количество внеплановых проверок осталось на прежнем уровне: 878 проверок было проведено как в 2023, так и в 2024 году.
В 2024 году расширен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований. Утверждены 24 новых индикатора риска нарушения обязательных требований. Количество индикаторов риска увеличилось с 15 до 39.
Большое внимание в 2024 году уделялось мероприятиям профилактической направленности, что, на наш взгляд, положительно влияет на снижение индекса административного давления на бизнес. Но я все время напоминаю, что в 2016 году у нас было более 50 тысяч контрольно-надзорных мероприятий, но сегодня я вам говорю, что их одна тысяча с небольшим. То есть в 50 раз мы снизили административную нагрузку на бизнес. В рамках профилактической работы Ространснадзором за 2024 год проведено, без учета информирования, более 1 миллиона мероприятий. И это на 15% больше, чем в 2023 году.
Объявлено более 134 тысяч предостережений. Проведено более 45 тысяч профилактических визитов, правда, на 19% меньше, чем в 2023 году.
В общем, мы пришли к серьезному пониманию того, что аварийность — это действительно показатель нашей работы. Сначала мы были не совсем согласны, как вы помните, с тем, что это наши показатели. Но сегодня я считаю, что это действительно реальный показатель нашей работы.
По пострадавшим: в 2017 году базовая цифра была 8700, в 2024 году — 4750, то есть на 45,8% меньше. Ну и транспортных происшествий было 5761, в 2024 году — 3143, тоже на 45% меньше. Таким образом, в рамках ведомственного проекта совершенствования контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта в Российской Федерации достигнута основная цель: снижение количества смертельных случаев и случаев травматизма на 45% к 2024 году. Задача на предстоящий период еще более глобальная, коллеги.
В 2024 году служба активно продолжала принимать участие во всех процессах реформирования, экспериментирования, оптимизации и автоматизации контроля надзорной деятельности. Касательно направления этого реформирования: досудебное обжалование.
В целом, за время работы системы досудебного обжалования прослеживается тенденция к росту популярности данного механизма. С его помощью с каждым годом обжалуется все больше жалоб, а процент жалоб, поданных по аналогичным основаниям не через систему досудебного обжалования, ничтожно мал. Сервис досудебного обжалования высоко востребован среди контролируемых лиц, количество обращений из года в год растет кратно, и статистика говорит сама за себя.
По итогам рейтинга за 2023 год, в своей группе мы занимали 13-ю позицию. Сегодня в своей группе мы занимаем вторую позицию из 15. Если говорить об отраслевых федеральных органах исполнительной власти и ведомствах Министерства транспорта Российской Федерации, Ространснадзор занимает первую позицию из 6.
В рамках создания сервисов Ространснадзора на платформе «Гостех», созданы и готовы к внедрению в промышленную эксплуатацию сервисы выдачи разрешений на оказание услуг в сфере транспорта, витрины данных о специальных разрешениях на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, и сведения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок.
В рамках внедрения технологии мобильной электронной подписи «Госключ» реализована возможность подписания квалифицированным сертификатом электронной подписи обращений граждан на официальном сайте Ространснадзора, а также возможность подписания усиленной неквалифицированной электронной подписью в интерактивной форме по 13 государственным услугам.
Мы видим огромный потенциал в освоении контрольно-надзорной деятельности дистанционно и рассматриваем цифровую трансформацию как одно из главных перспективных направлений нашего развития.
2024 год стал для нас временем масштабных преобразований. Мы усилили контроль за транспортной безопасностью, внедрили современные цифровые технологии в надзорную деятельность и повысили уровень открытости нашей работы. В 2025 году мы продолжим курс на эффективный диалог с профессиональным сообществом и общественными организациями.
О результатах реализации Публичной декларации целей и задач Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в 2024 году и рассмотрение проекта Публичной декларации целей и задач Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2025 год доложил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сарицкий Сергей Николаевич:
Результаты по количеству пострадавших, погибших и транспортных происшествий снижаются, пока мы находимся в пределах той оценки, которую нам утвердили в паспорте проекта. Надо сказать, что эти показатели, как Виктор Федорович тоже говорил, учитываются по отношению к 2017 году. В следующем году нам придется систему оценки менять, и поэтому предстоит большая работа.
В последние годы в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности мы перед собой ставили основную цель – это снижение административной нагрузки на бизнес, и, соответственно, профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушения обязательных требований, были в приоритете. По итогам 2024 года на каждые 100 контрольно-надзорных мероприятий приходилось более 100 тысяч профилактических мероприятий. Реформа КНД показала, что профилактическую работу надо оптимизировать, повышать ее качество и эффективность, снижать трудозатраты инспекторов на ее осуществление. Именно в этом направлении мы собираемся двигаться в 2025 году.
Продолжаем работу по расширению использования дистанционного формата взаимодействия с контролируемыми лицами. И в этой связи хочу отметить, что стал шире применяться инструмент самообследования. В 2024 году было проведено 168 самообследований, а в 2023 только 117. То есть увеличение налицо. Продолжается работа по автоматизации. Процедура подачи декларации о соблюдении обязательных требований упрощается. На официальном сайте Ространснадзора в настоящее время доступен обновленный сервис самообследования, в рамках которого можно пройти самостоятельную оценку соблюдения обязательных требований и принять декларацию.
Среди приоритетов – цифровизация контрольно-надзорной деятельности, повышение прозрачности работы и усиление мер по предупреждению правонарушений в транспортной сфере.
О ходе и результатах исполнения плана мероприятий по реализации в 2024-2026 годах Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2024 года № 1734-р доложил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Михальченко Кирилл Геннадьевич:
Сегодня, когда страна проходит через серьезные испытания, важно сохранять единство и верность традиционным ценностям. Ространснадзор уделяет особое внимание патриотическому воспитанию молодежи, поддержке участников СВО и их семей. В этом направлении активно работает наш Молодежный совет, реализуя проекты, направленные на укрепление духовно-нравственного воспитания, формирование ответственного отношения к труду и сохранение исторической памяти.
Читать далее: