Отечественный автопром просит усилить поддержку по программе компонентов

Российские автопроизводители просят о более масштабной поддержке программы локализации автокомпонентов, которая будет запущена с 1 января 2021 года. Как сообщил замглавы Минпромторга РФ Александр Морозов в ходе «круглого стола» о мерах поддержки автопрома в комитете по экономической политике Совета Федерации в пятницу, программа уже согласована с Минфином и премьер-министром Михаилом Мишустиным. В ее рамках государство будет софинансировать через Фонд развития промышленности на грантовой основе проекты по производству компонентов для автомобилей в размере порядка 30% от общей стоимости инвестиций в каждый проект. «Будет создан экспертный совет из главных инженеров крупнейших автопроизводителей, работающих в России, а также крупнейших производителей компонентов. Технический совет будет отбирать проекты по очень простым критериям. Для того чтобы получить господдержку, производитель этих компонентов должен иметь в числе потребителей как минимум двух не аффилированных производителей, либо потребителей компонентов. Таким образом мы стимулируем агрегирование и использование совместных технических решений, чтобы сконцентрировать инвестиции, сделать их более эффективными», — рассказал Александр Морозов. Он уточнил, что гранты в рамках компонентной программы будут оформляться как «легкие займы», под которые не потребуется закладывать имущество предприятия. «Будет достаточно заключить с потребителями необходимое количество офтейк-контрактов («Показатель объема продаж продукции в денежном выражении в одной торговой точке за определенный период», — Прим. ред.) на соответствующую продукцию, и по мере выполнения соответствующих планов по реализации проекта этот «легкий заем» будет превращаться в грант и прощаться предприятию, закрываться исполнением обязательств», — уточнил Морозов. По его словам, Минпромторг готовит соответствующий проект постановления правительства, который планируется внести в правительство в декабре.

Сергей Громак, вице-президент «АвтоВАЗ» по GR, внешним связям и взаимодействию с акционерами рассказал о спросе на автомобили и о мерах государственной поддержки российского атопрома: «В первом полугодии мы наблюдали катастрофическое падение продаж — рынок легковых автомобилей в апреле упал на 72%, а в мае на 52%. В той ситуации очень помогли спасательные действия со стороны Минпромторга — очень быстро был сформирован пакет антикризисных мер. На льготное автокредитование в текущем году было выделено 22 млрд. рублей, а в рамках опережающих госзакупок Автоваз продал 16 тысяч автомобилей». Сергей подчеркнул необходимость выделения дополнительных денежных средств на меры поддержки в 2021 году. В 2021 году в бюджет заложено всего 9 млрд. рублей на поддержку льготного автокредитования. Он также выразил уверенность в том, что существующих мер господдержки автокомпонентной отрасли недостаточно для привлечения в РФ крупных международных игроков, большинство из которых уже локализованы за рубежом. «Мера по софинансированию инвестиций через гранты была бы очень эффективной для привлечения крупных международных производителей компонентов, чтобы они локализовывались здесь. Мы просим Совет Федерации поддержать инициативу отрасли и Минпромторга, направленную на внедрение программы автокомпонентов. Просим оказать содействие в выделении большего количества средств на реализацию этой меры. Потому что, честно скажу, — несколько миллиардов в год на это недостаточно. Мы так посчитали – для локализации только электроники в автопроизводстве необходимо порядка 30 млрд рублей».

Елена Матвеева, вице-президент группы «ГАЗ» отметила, что к концу режима промсборки российский автопром смог удовлетворить покупательский спрос и получить разнообразие модельных рядов, но при этом утратил собственную компонентную отрасль. Она добавила, что комплексная программа развития отрасли автокомпонентов сейчас самая важная тема для отрасли из тех, что стоят на повестке: «Производители компонентов, потерявшие объемы, столь необходимые для освоения новых продуктов, свернули свое производство. В результате у нас отсутствует альтернатива иностранным производителям по критически значимым компонентам. У нас нет легкого дизельного двигателя, рулевых тормозных систем, компонентов топливной аппаратуры, трансмиссий, высококачественных изделий резинотехники, нормалей, кузовной арматуры и так далее», — пояснила Елена Матвеева.

Отметим, что отечественные и иностранные производители автокомпонентов впервые получат из российской казны гранты, которые пойдут на локализацию в стране важных для автопрома деталей. Представители автокомпаний обрадовались этой новости, но в тоже время огорчились из-за того, что финансирование составит всего 1 млрд руб. Проблема локализации критически важных компонентов автопрома в России стала особенно важной для правительства после того, как минфин США ввел санкции против одного из ключевых активов российского бизнесмена Олега Дерипаски — отечественного лидера рынка коммерческих автомобилей «Группы ГАЗ». Гранты позволят повысить привлекательность инвестиций в автокомпонентные проекты в России, которые сейчас имеют невысокие показатели окупаемости из-за ограниченных объемов рынка. Автомобили, которые собираются в России, сейчас можно назвать российскими с определенными допущениями — во многих моделях российских заводов локализация не достигает и 50%. Для начала формирования полноценной отрасли автокомпонентов в России, необходимо выделять, как минимум, 15 млрд рублей ежегодно, отмечают эксперты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика