Тема кадрового обеспечения транспортной отрасли с каждым годом становится все более актуальной для России. Так, дефицит водителей на автотранспортных предприятиях в 2021 году увеличился на 35%. На сегодняшний день ситуация остаётся прежней – на некоторых предприятиях простаивает часть грузового транспорта, а в некоторых регионах кадровый голод становится препятствием для реализации транспортной реформы. Водители со стажем сегодня выходят на пенсию, а молодые люди не стремятся садиться за руль ввиду непрестижности профессии. Эту тему обсудили 21 февраля 2022 года в Общественной палата РФ в рамках круглого стола «Обеспечение кадровым потенциалом транспортной отрасли России».
Председатель комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты России Андрей Максимов отметил, что транспортная отрасль имеет стратегически важное значение.
«Именно транспорт делает нашу страну единой, и позволяет нам быть мобильными. Однако сегодня в транспортной отрасли большое количество проблем. В числе главных — нехватка кадров, главной ценности отрасли — водителей. То, насколько реально связана страна, зависит от специалистов транспортной отрасли. К сожалению, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров , уровень заработной платы, частоты ротации специалистов показывает, что системно эти вопросы мало кем обсуждаются. Эту задачу будет решать Общероссийская общественная организация «Водители России», которая была зарегистрирована на днях».
Президент Общероссийской общественной организации «Водители России» Олег Торош рассказал, какие цели и задачи ставит перед собой организация. Среди основных задач — повышение квалификации водителей, их обучение и трудоустройство, повышение престижа профессии водитель, создание доступной инфраструктуры на федеральных трассах, оказание помощи членам организации и организация мероприятий для обсуждения и решения актуальных вопросов.
Заместитель председателя Общественной палаты Краснодарского края, руководитель рабочей группы по вопросам оптимизации порядка подготовки водителей транспортных средств Общественной палаты РФ Владимир Коробчак также солидарен, что подготовка профессиональных водителей должна отличаться от обычной процедуры.
«Подготовка водителей для коммерческого транспорта и водителей автотранспортных средств должна быть разной. Повышая ответственность для всех водителей, упрощаются те профессиональные программы, которые предназначены для подготовки для водителей, которые идут работать в сферу пассажирских и коммерческих перевозок», — рассказал Владимир Коробчак.
Евгений Казанцев, вице-президент Союза транспортников России отметил, что в Европе подготовка водителей остается раздельной.
«Надо сказать, что с 2015 года этот вопрос регулярно дебатируется на различных площадках. От разделения подготовки профессиональных и непрофессиональных водителей зависит безопасность дорожного движения. Не зря в ФЗ по безопасности дорожного движения указано, что подготовка водителей должна быть разделена на соответствующие виды категорий автотранспортных средств. К сожалению, из-за регуляторной гильотины, отменяющей все, что было в Советском Союзе наработано, принимаются абсолютно новые решения, связанные с рыночными отношениями. Отмечу, что Европа оставила правила подготовки водителей на двух уровнях».
Отметим, что в начале месяца Председатель правительства Михаил Мишустин утвердил Концепцию подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года – документ опубликован на сайте кабмина 11 февраля. Концепция включает мероприятия, направленные на совершенствование системы отраслевого образования – от открытия новых программ подготовки по перспективным направлениям работы транспорта до инфраструктурного и научного развития учебных заведений.
Читайте далее: