В феврале 2023 года по просьбе редакции журнала «Городской транспорт» были сформированы и направлены в 317 городов Российской Федерации запросы о предоставлении данных об основных показателях функционирования городского пассажирского транспорта общего пользования. В результате были получены ответы из 233 городов Российской Федерации. Полученная информация была обработана и сведена в единую базу данных. На основе предварительного и первичного анализа собранной информации об основных показателях функционирования городского пассажирского транспорта общего пользования за 2022 г. в городах России можно сделать следующие выводы. Полный анализ динамики изменения основных показателей функционирования системы городского пассажирского транспорта в городах России можно прочитать в выпуске № 9 журнала «Городской транспорт» (апрель, 2023 г.).
В 2022 году в 106 (57,6%) городах России наблюдается рост объема перевезенных пассажиров системой городского пассажирского транспорта общего пользования по сравнению с 2021 годом. На рисунках 1-2 представлены диаграммы распределения пассажиропотока на маршрутах городского пассажирского транспорта общего пользования в городах с населением более 1 миллиона человек в 2021 — 2022 гг. (рисунок 1) и в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек (рисунок 2). В большинстве городов России рост перевезенных пассажиров системой городского пассажирского транспорта общего пользования составил от 10% до 20% (рис. 3). Наименьший рост объема перевезенных пассажиров наблюдается у г. Чехова (0,01%), наибольший – у г. Ногинска (80,25%).
В качестве примера ниже представлена часть городов, чьи показатели увеличились за 2022 год (рис. 4).
В 2022 году в 75 (40,8%) городах России наблюдается уменьшение объема перевезенных пассажиров системой городского пассажирского транспорта общего пользования по сравнению с 2021 годом. Уменьшение перевезенных пассажиров системой городского пассажирского транспорта общего пользования составило от 0,36% (г. Кемерово) до 86,6 % (г. Каспийск). В большинстве городов России снижение объема перевезенных пассажиров составило от 10% до 20%. В качестве примера ниже представлена часть городов, чьи показатели уменьшились за 2021 год (рис. 5).
На основе первичного анализа собранной информации о пассажиропотоке на городских маршрутах регулярных перевозок за 2022 год с использованием автобусов, троллейбусов и трамваев в 233 городах России перевезено 6,133 млрд. человек.
Жители городов России преимущественно предпочитают передвигаться на автомобильном транспорте (рис. 6). В городах — миллионниках (с населением более 1 миллиона человек) доля перевезённых пассажиров с использованием автобусов по отношению к общему числу перевезённых пассажиров в транспорте общего пользования за 2022 год составляет 72,7%, в крупных городах (с населением от 250 тыс. до 1млн. человек) – 75,09 %, в больших городах (с населением от 100 тыс. до 250 тыс. человек) – 82,45%, в средних городах (с населением от 50 тыс. до 100 тыс. человек) – 89,66 %. Чем меньше города, тем сильнее роль автомобильного транспорта.
Доля перевезённых пассажиров с использованием троллейбусов и трамваев по отношению к общему числу перевезённых пассажиров в транспорте общего пользования за 2022 год в городах — миллионниках составляет 11,33 % и 15,97 % соответственно, в крупных городах — 13,03 % и 11,88 % соответственно, в больших городах — 8,30% и 8,85% соответственно, в средних городах – 6,99 % и 3,35 % соответственно. В средних городах троллейбус перевёз в 2 раза больше пассажиров, чем трамвай. В больших городах это соотношение примерно одинаковое. В крупных городах троллейбус перевез на 8,5% больше людей, чем трамвай. А в городах – миллионниках доля перевезенных пассажиров трамваем выше на 29,05% по сравнению с троллейбусом.