Специалисты оценили перспективы безэкипажных судов

Министерство промышленности и торговли РФ формирует перспективный план развития морской робототехники и безэкипажных судов, сообщил портал Sudostroenie.info.

Об этом в ходе прошедшего 24 августа на площадках Росморречфлота и МГУ им Невельского круглого стола по морской робототехнике рассказал заместитель директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Николай Шабликов.

Как следует из сообщения Росморречфлота, одним из итогов круглого стола стало включение в резолюцию круглого стола предложения о создании межведомственной рабочей группы по внедрению в России морской робототехники и безэкипажных судов.

Комментарий эксперта

Директор Московского филиала Российского Речного Регистра, член Российской академии транспорта Сергей Преснов:

Современное развитие науки и техники уже позволило вплотную подойти к созданию безэкипажных судов.  Это не является совершенно новым направлением, а продолжает работу по разработке и внедрению аппаратно-программных комплексов на вновь проектируемые и строящиеся суда. К сожалению, речной флот здесь не первый, так как в мировой практике уже реализованы схемы работы поездов метро без машинистов, беспилотные летательные аппараты, безэкипажные разгрузочные платформы на воздушной подушке и другие виды автономного транспорта.

Наличие оцифрованных внутренних водных путей, математических моделей движения судов и составов при воздействии различных эксплуатационных факторов и меняющейся судоходной обстановки, многовариантность решения разных ситуационных задач, а также оснащенность судов радио и навигационным оборудованием, включающими спутниковые системы места определения и идентификации GPS, ГЛОНАСС, АИС, позволяют реализовать схемы эксплуатации судна в автоматическом режиме без участия человека. Это позволит организовать работу водного транспорта с математической точностью, а также свести к минимуму, а впоследствии и исключить влияние «человеческого фактора».

Кажущаяся простота создания безэкипажных судов в части работы техники понятна и прогнозируема, и уже возможно создание опытных образцов для отработки различных эксплуатационных ситуаций и безотказной работы оборудования и систем. Однако отсутствует, в том числе и в российских классификационных обществах, нормативная база, содержащая критерии оценки систем, аппаратно-программных модулей и безэкипажных судов в целом. В противном случае, отсутствие единых требований приведет к многообразию программных, аппаратных, управляющих, воздействующих и блокирующих систем, увязать которые между собой в случае разных производителей и разработчиков будет невозможно. Поэтому в ближайшее время необходимо разработать такую нормативную базу. Да, она будет корректироваться на стадии отработки опытных образцов, но тем не менее приведет к выработке основных критериев, непосредственно воздействующих на безопасность плавания, сохранность жизней пассажиров, грузов, на окружающую среду.

На первых этапах создания безэкипажных судов придется решить вопросы линий, на которых возможна эксплуатация таких судов, подготовить и ввести в действие береговую инфраструктуру, увязав ее программно и аппаратно с движением безэкипажных судов. Если учесть, что даже на сегодняшний день зона покрытия УКВ-радиосвязью не везде непрерывна, то для безэкипажных судов будет требоваться сетка покрытия спутниковой связью, исключающая «зоны с неустойчивой связью» и «черные дыры», т.е. где связь отсутствует.

В целом задача создания безэкипажных судов и их последующей работы актуальна для отрасли, города, государства в целом, и решаема уже даже на данном этапе, при  целевом подходе решения поставленных задач, ориентированных на результат. Здесь как раз вовремя представлены предложения по созданию межведомственной рабочей группы по внедрению в России морской робототехники и безэкипажных судов, которая сможет скоординировать перспективные направления,  участвовать в отборе опытных образцов и стать связующим звеном при решении межотраслевых задач по созданию робототехники и безэкипажных судов.

Комментарий эксперта

Заведующий кафедрой гидрографии моря Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, член Российской академии транспорта, профессор, д.т.н. Александр Тезиков:

24 августа Росморречфлот в режиме круглого стола организовал и провел обсуждение проблем, связанных с развитием морской робототехники и перспектив использования безэкипажных судов на морском и речном транспорте.

Развитие морской робототехники в настоящее время можно охарактеризовать как планомерный рабочий процесс. Вместе с тем, наряду с частными достижениями, робототехника послужила одним из оснований развития идей беспилотных транспортных средств. Водный транспорт вступает в эпоху очередного исторического преобразования: от эпохи гребных, парусных судов и судов с механическими двигателями, управляемых экипажами, к безэкипажным судам.

Обсуждаемый вопрос о перспективах безэкипажных судов представляется очень интересным, так как, по сути, посвящен кардинальным преобразованиям водного транспорта, которые с высокой вероятностью могут произойти в ближайшее десятилетие. Ожидаемые преобразования существенным образом повлияют на все стороны отрасли, и затронут систему морского образования и дипломирования моряков, кораблестроение, морское право, экономику, методы навигационного и информационного обеспечения, инфраструктуру и систему управления водным транспортом.

Обоснование идеи безэкипажных судов основывается на нескольких основных положениях:

Положение 1 — при отсутствии экипажа расходы на содержание судна могут быть сокращены на 30- 40%;

Положение 2 — при отсутствии экипажа компоновка и архитектура судна существенно упрощаются, что влечет за собой снижение стоимости постройки и обслуживания судна;

Положение 3 — расходы на подготовку судовых специалистов могут быть существенно сокращены;

Положение 4 — достижения науки и технологий позволяют утверждать, что с технической точки зрения принципиальных ограничений задача не имеет;

Положение 5 — разработка и внедрение безэкипажных судов относится к новому направлению в науке и технике, которое объединяет и способствует росту творческой активности научных, проектных, образовательных, и производственных организаций отрасли;

Положение 6 — строительство и внедрение безэкипажных судов представляется длительным многоэтапным процессом, предполагающим постепенное изменение структуры флота, которая будет состоять из традиционных судов, обслуживаемых экипажами, и безэкипажных судов, управляемых дистанционно или полностью автономно по заданной программе.

Проведенное Росморречфлотом мероприятие, безусловно, должно иметь продолжение.

Созданная рабочая группа в установленный срок разработает план мероприятий по решению обсуждаемой проблемы. В план будут включены тематические конференции, совещания, выставки и публикации, а также перечень перспективных НИР и НИОКР.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика