В апреле 2020 года Правительство России утвердило перечень отраслей, наиболее пострадавших на фоне эпидемии коронавируса, и программу государственной поддержки, на которую они могут рассчитывать в сложившейся ситуации. Текст постановления был опубликован на сайте Правительства России. Операторы каршеринга и таксомоторные компании с 15 июня подают заявки на оформление субсидий от города. Об этом сообщается на официальном портале мэра и правительства Москвы. Для того, чтобы определить, какие льготы полагаются, необходимо знать:
- Код ОКВЭД
- Проверить, находится ли таксопарк в реестре МСП на 1 марта 2020 года. Если это условие не выполнено, то, к сожалению, льгот таксопарк не получит.
Сейчас на сайте налоговой доступен сервис, который позволяет понять, на какие льготы может рассчитывать предприятие. Таксомоторные компании и операторы каршеринга попали под влияние государственной поддержки по коду 49.3 ОКВЭД — «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта». В код 49.3 входит подпункт о деятельности легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем. Несмотря на то, что таксомоторные компании могут смело рассчитывать на поддержку со стороны государства, они столкнулись с рядом проблем. О том, какие проблемы еще не решены государственной поддержкой рассказал Игорь Цуранов, начальник отдела внедрения законодательных инициатив при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве: «В Москве многим организациям, оказывающим услуги такси, лизинговые компании отказали в реструктуризации лизинговых договоров. Они мотивировали отказ тем, что ОКВЭД «услуги такси» не включен в перечень пострадавших по 404 Постановлению Правительства РФ. Это не так, код ОКВЭД о деятельности такси включен в перечень пострадавших — данные отказы юридически не обоснованы. Однако, лизинговые компании, используя неверную мотивировку, имеют право не реструктуризировать лизинговые договоры. По 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» реструктуризированы могут быть только кредитные договоры и договоры займа, а договоры о лизинге там не указаны. Этот вопрос мы вынесли на федеральный уровень, и он уже решается».
Сервис «Яндекс.Такси» смог договориться с лизинговыми компаниями о льготных условиях для таксопарков-партнеров. Какой общий размер автопарка у партнеров, для которых «Яндекс. Такси» смог организовать льготы по лизингу — не раскрывается. Однако, далеко не всем удалось добиться консенсуса с лизинговой компанией — своей историей с нами поделилась член союза таксистов, индивидуальный предприниматель с небольшим парком автомобилей: «Мне позвонили с шикарным предложением — клиентам компании, не имеющим задолженностей по лизинговым платежам, предлагали реструктуризацию лизинговых платежей на выбор: либо заморозка платежей на 3 месяца с последующей пролонгацией договора, либо снижение платежей на 35%, сроком на 6 месяцев, с дальнейшим изменением сроков и длительности платежей. Для этого требовалось , в течении 2 суток пригнать автомобили на стоянку лизинговой компании на время заморозки платежей. Оставить автомобили в пользовании — не разрешили. Через месяц посредством электронной почты, мной было получено сообщение, а во вложении находились новые графики платежей, с сильно увеличенными дальнейшими платежами, и с несколько уменьшенными платежами за апрель, май и июнь, то есть, лизинговая компания, в рамках «реструктуризации», увеличила ежемесячные платежи и требовала оплатить месяцы, когда я, по их же предложению, не могла использовать предметы лизинга».
Цуранов Игорь в связи с этим напоминает: «Есть постановление №405 ПП — оно утверждает порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим таксомоторные перевозки и каршеринговые услуги в целях возмещения части затрат лизинговых платежей. Это постановление действует и работает». Также Игорь отметил необходимость расширения программы лизинга: «Сейчас готовится постановление Правительства Москвы о том, чтобы в 405 Постановлении Правительства Москвы по городской поддержке лизинга и такси — убрать требование по отсутствию задолженности по оплате лизинговых и иных обязательных платежей. Если есть задолженность, то очевидно она связана с падением бизнеса».
Отметим, в столице ежегодно предоставляют финансовую поддержку службам такси и сервисам проката такси, которые работают в соответствии со всеми городскими правилами. В этом случае компании и индивидуальные предприниматели могут рассчитывать на компенсации части выплат по кредитным договорам и лизингу. Данная мера прописана в бюджете, в 2020 году выделят 238 миллионов рублей, и рассматривается как помощь в обновлении парка автомобилей.