Масштабный проект поправок в Правила дорожного движения, который вводит понятие «средства индивидуальной мобильности» (СИМ) для самокатов и прочих гироскутеров, не прошел регуляторной гильотины. По просьбе Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы, «Союза пешеходов» и представителей перевозчиков Министерство транспорта доработает проект поправок к ПДД. Наибольшей критике в рамках «регуляторной гильотины» подверглись нормы, устанавливающие правила движения для электросамокатов и моноколес: эксперты сочли их слишком опасными для пешеходов и самих пользователей индивидуального электротранспорта. Новая версия документа появится не раньше 2021 года. Масштабный проект поправок к ПДД Минтранс подготовил еще в 2019 году, с тех пор он несколько раз корректировался. Документ готовился специально для введения правил движения электросамокатов и моноколес, но позже в нем появились другие поправки — новые знаки, правила парковки, обязанности водителей. Последняя версия была опубликована на regulation.gov.ru в апреле, а осенью направлена в аналитический центр при правительстве РФ. Там документ раскритиковали эксперты, входящие в рабочую группу «Безопасность дорожного движения».
Центр организации дорожного движения Москвы в заключении обратил внимание на риск «правовой неопределенности» при принятии поправок. Под новый термин СИМ попадают, помимо прочего, самокаты, однако они же могут быть отнесены и к велосипедам — по действующим правилам к последним относятся транспортные средства, имеющие «по крайней мере два колеса и приводимые в движение, как правило, мускульной силой». В центре также не поддержали идею Минтранса разрешить использовать бело-лунные светофоры не только для регулирования движения трамваев, но и для всех транспортных средств, которые могут выезжать на выделенные полосы для движения маршрутных транспортных средств. «Это снизит безопасность движения и приведет к путанице водителями транспортных средств, допущенных к движению по полосе для маршрутных транспортных средств, какой сигнал какого светофора они обязаны соблюдать»,— считают в ЦОДД. Центр также просит установить в новых ПДД запрет на движение автомобилей и безрельсового транспорта по выделенным полосам, проложенным по трамвайному полотну.
Жесткую позицию занял и Владимир Соколов, председатель «Союза пешеходов». Председатель «Союза пешеходов» видит в поправках Минтранса ущемление прав пешеходов и считает недопустимым снижение степени защищенности и безопасности пешеходов из-за травматизма по причине наездов на них средств индивидуальной мобильности. Выступающий призвал обратить внимание на зарубежную практику, где средства индивидуальной мобильности приравниваются к транспортным средствам, а максимальная скорость СИМ ограничивается их производителями до 20-25 км/час. Он критикует проект поправок в правила дорожного движения в связи с непризнанием средств индивидуальной мобильности транспортными средствами.
Вадим Мельников, директор Экспертного центра «Движение без опасности» прокомментировал поправки к правилам дорожного движения, которые предложил Минтранс. Вадим отметил, что гироскутеры, моноколеса, электросамокаты, сигвеи становятся настолько популярными, что требуются определенные правила для их владельцев: «Если недавно средства индивидуальной мобильности были средством развлечения, то в этом году они стали не просто средством передвижения, но и средством заработка, работы для большого количества людей, которые занимаются доставкой различных грузов. Сейчас появляется новая категория участников движения, которую нужно своевременно описать, задать правила взаимодействия и сформировать инфраструктуру для того, чтобы все это делалось планомерно. С одной стороны есть категория людей, которые покупают средства индивидуальной мобильности, чтобы преодолевать «последнюю милю» в ситуации загруженного мегаполиса. Им, конечно, хочется иметь максимальную скорость передвижения. С другой стороны, о том как безопасно, правильно и с какой скоростью передвигаться — этим людям никто не рассказал. Сейчас пешеходы испытывают существенный уровень негатива, связанный с тем, что в парках, на пешеходных дорогах и тротуарах появляются быстро передвигающиеся гаджеты. Необходимо сделать так, чтобы эта категория участников движения, которая с каждым годом только будет расти, могла планомерно развиваться. Вопрос о регулировании передвижения СИМ тоже неоднозначен: камеры и детекторы здесь не помогут, а экипажей контролирующих органов будет просто недостаточно для всего города. Поправки, предложенные Министерством транспорта — это попытка латать дыру, когда мы летим в какую-то пропасть. Когда эта категория участников движения станет безумно распространена, начнется волна дорожно-транспортных происшествий в разных комбинациях: самокатчик и велосипедист, сигвей с гироскутером и прочее. Потребуется внести ответственность, а мы пока не готовы к этому. Здесь возникает и пространство для страхования ответственности, ведь некоторые средства индивидуальной мобильности достаточно дороги, не говоря уже об ущербе здоровью, который может произойти вследствие столкновения. Все это пока кажется каким-то излишеством, но если это движение станет активно развиваться, то потребуется сделать еще очень многое как в части законодательства, так и в части городской инфраструктуры. На дорогах должны будут активно появляться станции для зарядки электротранспорта, места отдыха для тех, кто участвует в таком движении, велосипедные парковки и другая инфраструктура».
Собственную позицию по поводу поправок к ПДД отстаивает и республика Татарстан: премьер-министр республики Алексей Песошин направил соответствующее письмо в адрес Минтранса РФ. Регион предлагает приравнять электросамокаты мощностью 250 Вт и с максимальной скоростью более 20 км/ч к мопедам, для управления которыми необходимы водительские права. А вот пользователи роликовых коньков, обычных самокатов и скейтбордов должны оставаться пешеходами. Такой же позиции придерживается и ГИБДД России.