Первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Ирина Рукавишникова рассказала, что автохлам по-прежнему можно хранить во дворе частных домов. «В проекте нового КоАП не говорится о штрафах за автохлам на территории частных домовладений, в своем дворе его хранить можно, если он «радует глаз». Речь идет только об общественных пространствах, где разукомплектованная машина нарушает права и комфорт проживания других людей», — сказала первый зампреда СФ.
Кстати, разукомплектованным транспортным средством считается автомобиль, «у которого отсутствуют одна или несколько кузовных деталей, предусмотренные конструкцией. Это может быть капот, дверь, замок двери кузова или кабины, запор горловин цистерн, пробки топливного бака. АВ также к этой категории относятся машины, где отсутствуют одно или несколько стекол, внешних световых приборов, колес, шин, а также сгоревшее транспортное средство. Эксперты отмечают, что кроме явного автохлама, который часто бросают во дворах многоквартирных домов, под новую статью и новый штраф могут попасть автовладельцы, ставшие жертвой воров. Ведь в случае кражи, например, колёс или фар, припаркованный автомобиль, согласно новому КоАП, превращается в «разукомплектованный».
Своим мнением о штрафах за брошенные автомобили поделилась Белоброва Анна, руководитель компании «Автоюрист»: «Речь в данном случае о том, чтобы владельцы не бросали автомобили вдоль улиц или во дворах домов, а ставили на стоянках. При чем речь идет о любых автостоянках: открытых или закрытых паркингах, а не о специальных стоянках для разукомплектованных автомобилей. На западе, если автовладелец долгое время не пользуется своим автомобилем, он скорее поставит автомобиль на стоянку, где тот будет под контролем охраны или, как минимум, не доставит неудобств соседям, которым нужны свободные парковочные места. Я бы даже сказала, что эта поправка нацелена на изменение привычки. В правилах благоустройства говорится об автомобилях, имеющих признаки брошенного транспортного средства и та формулировка, которая дана в проекте КоАП — вызывает вопросы. Конечно, не думаю, что все автовладельцы с вырезанными фарами и снятыми бамперами начнут получать штрафы, все-таки в правилах благоустройства привязка идет именно к нарушению правил и привлекать должны владельцев брошенных транспортных средств. Однако, автовладельцы перед тем как уехать на неопределенный срок теперь будут задумываться, стоит ли оставлять свой автомобиль во дворе или поставить на стоянку, где транспорт в целости и сохранности дождется владельца.»
С другой стороны, данные правки могут подстегнуть владельцев разукомплектованных автомобилей к их утилизации. Разукомплектованные автомобили не входят в госпрограмму утилизации старых авто, которая стартовала в 2010 году с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1194. В случае с разукомплектованным автомобилем — можно обращаться в металлолом. Стоимость за 1 кг металла в центрах приема авто на утиль составляет от 4 до 8 руб. Некоторые компании выплачивают компенсации только за машины весом более 1,5 т. При этом на стоимость влияет комплектация авто, расстояние до площадки сбора и прочие факторы. Согласно п. 9 ст. 24.1 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89 лицензированные центры приема предоставляют услугу по утилизации авто бесплатно, когда за данный автомобиль был уплачен утилизационный сбор. Кстати, не допускается взимание платы с собственников (владельцев) транспортных средств, в отношении которых указанными в пункте 3 настоящей статьи лицами уплачен утилизационный сбор, в связи с передачей отходов, образовавшихся в результате утраты такими транспортными средствами своих потребительских свойств, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, либо представителям данных организаций. В случае, если утилизационный сбор уплачен не был, то владельцу авто придется оплатить услуги по расценкам компании. Чаще всего стоимость металлолома утилизируемого авто покрывает затраты организации, и услуга предоставляется бесплатно.
Евгений Весенин, директор компании “Автоутиль” отметил, что независимый утилизационный бизнес развивается медленно: «Предприятиям, подобным нашему, нужны единые правила игры, то есть, колеса, например, нужно отвозить на переработку на одно предприятие, аккумуляторы — на другое. При четко налаженной системе утилизация автомобилей может быть очень прибыльным бизнесом, как это сейчас есть на Западе. У нас же в переработку идет лишь малая часть пригодных для этого материалов».
Отметим, что до 2020 года многие автовладельцы принимали решение об утилизации транспортного средства в связи с тем, что они не хотели уплачивать транспортный налог за неиспользуемую машину.