Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования «Российской академии транспорта», поделился своей точкой зрения о том, что действительно нужно сделать на эспланаде и прилегающих улицах независимо от того, что появится там в будущем.
Дискуссия вокруг эспланады возникает в среднем раз в пять лет. Ранее обсуждения редко к чему приводили, однако близится 300-летие Перми. К этой дате многие годами откладываемые городские проекты могут стать реальностью.
…
***
Михаил Якимов:
— Любому гостю Перми странно видеть в самом центре города видеть значительные по площади и никак не заполненные пространства, похожие на армейские плацы для демонстраций и парадов — нашу эспланаду. Наверно, стоит подумать, как можно эффективнее использовать это пространство. Используется и сейчас, но лишь эпизодически, только несколько раз в год площадь заполняется объектами притяжения и людьми. Если же это будет происходить ежедневно, что будет тогда?
Здесь первым вопросом станет транспортная инфраструктура. Если это будет постоянный объект притяжения, он потребует дополнительных транспортно-инфраструктурных мощностей. Здесь важно понимать, что это объект для генерации транспортных корреспонденций людей — жилье или объект притяжения. Все существующие проекты преобразования пермской эспланады ориентированы именно на притяжение транспортных потоков, так как в большинстве своем они были связаны с появлением новых торговых площадей, рекреационных и досуговых зон. И этих зон в центре Перми уже достаточно много, в центрально-планировочном районе избыток мест приложения труда, мест поглощения транспортных потоков, который существенно превышает количество генераторов транспортных потоков, то есть жилья. Поэтому надо понимать, что, если мы добавим в центрально-планировочном районе еще места притяжения транспортных потоков, то это усугубит и без того сложную ситуацию с транспортным обслуживанием населения города.
Около пяти лет назад подробно в точки зрения транспортного планирования рассматривался проект строительства подземного многофункционального торгового комплекса, размещенного в квартале Законодательного собрания Пермского края и в половине квартала, где расположен монумент «Героям фронта и тыла». Были рассмотрены варианты как двухуровневый подземный торговый комплекс в двух кварталах, так и подземный комплекс в четыре уровня только в квартале Законодательного собрания. Конечно, возведение такого комплекса существенно ухудшило бы ситуацию и потребовало бы значительных компенсационных мероприятий, которые подразумевали вложения около 4 млрд рублей на строительство четырех подземных пешеходных переходов, заглубление трамвайной линии и создание подземной станции трамвая для разведения в двух уровнях трамвайных линий по улице Петропавловской и магистрали вдоль улицы Попова на Коммунальный мост. Такие вложения остановили инвестора, проект был отложен.
В любом случае, если мы планируем постоянное привлечение большого количество людей в кварталы эспланады, мы должны понимать, какие объекты транспортной инфраструктуры будут реализовывать эти транспортные корреспонденции.
И еще о важном. В реализации подобного масштабного проекта есть большие риски. Например, если будет найдено решение и утвержден проект какого-то многофункционального комплекса именно в подземном варианте (какой рассматривался пять лет назад, в несколько уровней), и у инвестора вдруг что-то пойдет не так, этот выкопанный котлован глубиною в 20 метров станет трагедией для эспланады. Это будет трагедия для всего города Перми, гораздо более серьезная, чем при реконструкции набережной Камы три года назад. Город может остаться один на один с серьезной проблемой. Здесь нужны очень весомые гарантии реализации любого проекта, чтобы он не превратился в «стройку века» и не лег совершенно неподъемным грузом на городской и региональный бюджеты. Территорию эспланады нужно как-то осваивать, чтобы это пространство приносило радость пермякам. Но я бы предостерег от реализации глобальных, масштабных проектов, которые очень рискованны на этапе проведения подготовительных работ.
Задача использовать эту территорию более, чем пару недель в году на праздники, очевидна — территория должна работать и летом, и зимой. И здесь, мне кажется, широкое поле для деятельности специалистов, которые могли бы улучшить пространство. А цели — не думаю, что нужно менять. Это пространство должно остаться местом притяжения пермяков.
Источник: https://properm.ru/news/society/150683/