По оценкам экспертов, до 2025 года рынок автомобилей на электротяге в России будет прирастать ежегодно на 30 процентов. Развитие электротранспорта — неизбежная тенденция 21 века в контексте борьбы с климатическими изменениями. Например, в Норвегии полностью откажутся от автомобилей на двигателях внутреннего сгорания к 2024 году. Россия тоже не оставляет эту тенденцию без внимания Группа «ГАЗ» активно выпускает электробусы и недавно презентовал электрогазель. Но, пожалуй, будет ошибкой сказать, что Россия стремительно движется в сторону нового тренда. О том, как Россия вольется в электротранспортное будущее рассказал Дмитрий Сигиневич, эксперт Центра энергетики Московской школы управления «Сколково».
«Многие страны заявили о планах довести продажи углеродонейтральных транспортных средств до 30% от общего объема продаж автомашин к 2030 году. Помимо национальных политик, эту инициативу поддерживают 13 стран и 23 компании автопроизводителей. При этом спрос на электромобили сильно зависит от сочетания финансовых и экологических стимулов, включая меры господдержки. В их числе – введение странами определенных топливных стандартов и налогов на выбросы, выделение госсубсидий, чтобы сделать электромобили доступными для потребителей по цене и развитие дорожной инфраструктуры с преимуществами для электротранспорта. Сегодня лидером по количеству электромобилей является Китай, по доле электротранспорта в продажах автомобилей – Норвегия, где эта доля достигает уже 50%. Если говорить о России, то сейчас в нашей стране количество электромобилей превышает 10 тысяч единиц. Минтранс, Минэкономразвития дают крайне оптимистичные прогнозы по электротранспорту, предполагая его многократный рост. Однако, в России очень слабо развита сеть электрозаправочных станций, в отличие от Китая и Европы, где такие инициативы активно поддерживаются. В России об этом велись длительные разговоры, которые, к сожалению, не вылились в конкретные нормативные документы».
Несмотря на объективные экологические преимущества электротранспорта, для многих остается вопросом процедура утилизации литий-ионной батареи. По мнению большинства экспертов, данный вопрос решится как только электротранспорт станет массовым, а технологии утилизации, за счет объемов работы, значительно подешевеют. О том, почему утилизация литий-ионных батарей уже не является барьером для развития электротранспорта рассказала Ия Гордеева, Председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры.
«Конец 2020 года был принят Европейскими странами как начало электрической революции. Это связано с тем, что продажи электромобилей в Европе составили около 23% от всех продаж автомобилей. Отдельные страны, например Норвегия. показали удивительные цифры — продажи новых автомобилей на июнь текущего года составили всего 9%, все остальное — это электрические и гибридные транспортные средства. Это говорит о том, что переход Европы на электрические транспортные средства уже не остановить, он бесповоротен, и это связано со многими факторами. Прежде всего, с политикой,с климатической повесткой и с преодолением основных сдерживающих факторов развития электротранспорта. Стоимость литий-ионной батареи за последние 10 лет упала в 10 раз, соответственно, стоимость электромобилей так же снижается. Большинство государств уже отказывается от субсидирования покупки электромобилей в связи с тем, чо их стоимость приближается к стоимость автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Был преодолен и вопрос переработки батареи: после повторного использования батарей в качестве накопителей, будет происходить их разборка, при которой внутренние химические элементы раскладывают на компоненты и повторно используют. Самих элементов, лития и кобальта, хватит на более чем 1 млрд электромобилей. Также был преодолен климатический фактор — действие температурных факторов на дальность хода электромобиля составляет менее 1%».
В России на создание быстрых зарядных станций будет направлено 181 млрд руб. до 2030 года, а медленные зарядные устройства возьмет на себя частный сектор. Таким образом через десять лет в стране появится сеть из 73,9 тыс. зарядных станций. Ранее Минэкономики РФ изменило проект концепции программы по развитию производства и использования электротранспорта в России. Документ пополнился мероприятиями по поддержке транспорта на водороде и созданию сопутствующей инфраструктуры. Ранее на программу предполагалось выделить 777 млрд руб., а изначально финансирование ограничивалось 418 млрд рублей.
Читайте далее: