Продолжает набирать обороты инициатива Министерства транспорта Российской Федерации по введению в правила дорожного движения нового термина «средства индивидуальной мобильности» (СИМ) — это электросамокаты, сегвеи, моноколеса, гироскутеры, роликовые коньки и скейтборды. Постановление, на данный момент не имеет статус официального – по состоянию на 30 Мая 2020 года это только проект, предложенный Минстрансом, и в законную силу он ещё не вступил.
Министерство предлагает внести следующие поправки в Правила:
- разного рода электросамокаты, гироскутеры, ролики и прочий подобный транспорт теперь выделяется в отдельную группу – средства индивидуальной мобильности (СИМ),
- в то же время лица, использующие для передвижения СИМ, всё ещё приравнены к пешеходам,
- но для таких участников дорожного движения по новым правилам будут предусмотрены отдельные обязанности,
- кроме того, вносятся изменения в ряд других разделов ПДД, включая новые обязанности при международном движении, а также новые цвета дорожной разметки,
- запрещено двигаться по автомагистрали с использованием СИМ,
- но можно ехать как по дороге, так и по тротуару в жилых зонах и во дворах,
- при этом, при выезде из жилой зоны нужно уступать дорогу пешеходам – здесь лица, передвигающиеся на средствах мобильности приравнены к водителям автомобилей,
- если у вас на СИМ есть фара или фонарь, то в тёмное время суток их необходимо включить
Проект постановления опубликован на официальном Федеральном портале правовых актов.
Самые масштабные поправки коснулись раздела 24 Правил, регулирующих движение для велосипедистов. Теперь этот раздел переименован и туда включены люди, использующие средства индивидуальной мобильности. Именно эта глава ПДД регулирует, где можно ездить на электорсамокатах, сигвеях, гироскутерах и других СИМ. По новым ПДД водители СИМ старше 14 лет не просто могут, а именно обязаны двигаться по:
- велодорожкам,
- велозонам,
- велополосе на проезжей части.
Но эта обязанность действует при наличии перечисленной инфраструктуры. Но даже если вы едете на обычных роликовых коньках, то при наличии велодорожки тротуар вам противопоказан по новым ПДД. Вместе с пешеходами владельцам мобильных устройств можно ехать по тротуару при отсутствии вышеперечисленных участков для велосипедистов. По обочине можно двигаться только при отсутствии велоинфраструктуры и тротуара можно ехать по обочине, но только лицам старше 14 лет.
в ПДД предлагается ввести нового участника движения — пользователя средства индивидуальной мобильности. В действующей редакции ПДД пользователи таких устройств относятся к пешеходам. Если существует опасность для пешеходов при движении на мобильном устройстве, то пользователь СИМ обязан спешиться. И это, пожалуй, самый худший новый пункт ПДД для владельцев СИМ, потому как при любом ДТП с пешеходом фактически можно будет сослаться на нарушение этого правила и виновным во всех случаях признать именно человека на роликовых коньках, электросамокате и прочих устройствах. Из проекта следует, что во всех случаях совмещённого с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.
Несмотря на обширные изменения в ПДД и новый закон для мобильных средств передвижения, штрафы остались те же, и их всего 2 — 800 рублей за любое нарушение ПДД «иным лицом, участвующим в дорожном движении, кроме пешехода» в трезвом состоянии и 1 000 — 1 500 рублей за то же нарушение, если управляющий СИМ был в состоянии алкогольного опьянения.
По данным аналитиков Центра организации дорожного движения (ЦОДД), в 2019 году несовершеннолетние участники ДТП во дворах в 40% случаев передвигались на самокатах, электросамокатах, моноколесах, гироскутерах, сегвеях. «Средства индивидуальной мобильности становятся популярными средствами передвижения среди детей. Они развивают высокую скорость, поэтому водитель может не успеть вовремя заметить пешехода», — отметили в учреждении.
О нюансах использования средств индивидуальной мобильности и о том, почему необходим единый регламент рассказал пресс-секретарь кикшеринга Whoosh, Юлия Камойлик — крупнейшего сервиса краткосрочной аренды электросамокатов.
«Мы уже сейчас запрещаем правилами сервиса пользоваться или передавать самокат лицам младше 18 лет. Считаем, что наши электросамокаты слишком крупные и мощные для ребят младше и они могут не справиться с управлением. Если мы замечаем юного райдера, то просим подтвердить, что он старше 18 лет, пока этого не произошло — блокируем доступ к сервису для его аккаунта. В случае передачи самоката ребенку — можем оштрафовать того, кто самокат арендовал. Управлять электросамокатом в состоянии алкогольного опьянения — аналогично, нельзя. Самые частые нарушения это передача самоката детям. И поездки вдвоем на одном скутере — с ребенком или два взрослых, что является небезопасным способом передвижения — легко потерять управление от одного неверного движения. Это не массово, но эти случаи мы отслеживаем и принимаем меры. В приложении мы призываем пользователей перемещаться по велосипедным дорожкам там, где это возможно. Если нет — по тротуару. И только в крайнем и безвыходном случае по обочине проезжей части. У скутеров есть ограничение по скорости — они движутся со скоростью 20 км/ч не больше. В планах у нас отследить в городе особенно оживленные участки тротуаров и места, где приходится выезжать на проезжую часть — ввести в этих зонах более жесткие ограничения по скорости. Законодательное закрепление статуса СИМ и правил их использования поможет и нам и пользователям, так как это будет одинаково для всех прописанные правила без вариаций.
Кикшеринг Whoosh — сервис краткосрочной аренды электросамокатов, закрывающий потребность транспорта последней мили. У сервиса нет станций, начать и завершить поездку можно на городской велопарковке, которую показывает приложение. Кикшеринг Whoosh запущен в 2019 году в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирском Академгородке и Сочи — на скутерах совершили более 350 тысяч поездок. В 2020 сервис начал работать ещё в Екатеринбурге, Тюмени, Уфе и Воронеже. На данный момент парк в Москве у Whoosh 1500 скутеров и в июне мы его существенно увеличим».
Отметим, что законодатели и правоохранительные органы по всему миру сталкиваются с феноменом СИМ. С одной стороны, средства индивидуальной мобильности предложили низкоуглеродистый, дешевый и эффективный способ передвижения для миллионов пассажиров, с другой — вызвали поток жалоб от столичных пешеходов и водителей. Некоторые страны приветствуют СИМ, когда на них ездят ответственным образом, а некоторые, например Швеция и Италия, даже предлагают значительные субсидии для поощрения их покупки.