20 ноября завершилась деловая программа VIII Международного Евразийского форума «Такси». Пленарное заседание «Векторы развития рынка такси в новом десятилетии» открылось приветственным словом мэра Москвы Сергея Собянина. Он пожелал успешной работы, отметив, что мероприятие является крупнейшей площадкой для обсуждения вопросов таксомоторной деятельности, повышения качества и безопасности услуг легкового такси.
Заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Максим Ликсутов выступил с докладом, в котором подчеркнул, что агрегаторы должны гарантировать достойный уровень зарплаты водителям такси. «Необходимо, чтобы правоохранительные органы могли проверить подлинность водительских прав иностранцев, кроме того нужно вменить агрегаторам обязанность гарантировать достойный уровень зарплаты водителям», — отметил Максим Ликсутов.
Дмитрий Пронин, заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы, считает, что обратной стороной роста количества такси является высокая аварийность и снижение уровня сервиса. По его мнению, способствовать решению проблем может внедрение системы цифровых профилей водителя такси, которая позволит совершать проверки по базам данных правоохранительных органов и допускать в профессию исключительно при наличии российского водительского удостоверения.
Обсуждение закона о такси вызвало особенно горячую дискуссию на форуме. Первым слово взял заместитель руководителя АНО «Российская система качества» Александр Борисов. Он заявил, что на деятельность отрасли необходимо посмотреть с точки зрения защиты прав потребителя. «Крупные агрегаторы имеют центры по рассмотрению претензий потребителей, но цель этих центров – лишь сохранение лояльности клиентов. Кроме того, к ним обращается в среднем один из десяти пользователей, имеющих претензии, и только один из ста обратившихся идет в суд, а значит, механизм защиты прав потребителя услуги такси фактически не работает», — рассказал Александр Борисов. По его мнению, эта проблема должна найти решение в новом законе о такси. Координатор Общественного движения «Стоп нелегал» Евгений Грэк считает, что в законе нужно отразить невозможность допуска в отрасль только с иностранным водительским удостоверением, оговорить выдачу разрешений на водителя вместо автомобиля, фиксированную ставку комиссий вместо процентной, а также исключение избыточных требований к перевозчикам. Заместитель руководителя ГКУ ЦОДД Правительства Москвы, начальник ситуационного центра, Александр Евсин на форуме выразил уверенность, что главный негативный тренд цифровой трансформации — отчуждение основного участника перевозочного процесса от ответственности. Агрегаторы не прописаны ни в каких законах и позиционируют себя как информационную доску объявлений, считает Александр.
Итоги
- В ходе конференции стало известно, что в ближайшее время в Московской области введут штрафы за отсутствие на автомобиле такси QR-кода с информацией о перевозчике. Такую информацию озвучила первый заместитель министра транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Анна Кротова. По ее словам, с 30 сентября 2020 года госуслуга по выдаче разрешений на таксомоторную деятельность в регионе осуществляется исключительно в электронном виде без использования бумажных бланков, а форма разрешения содержит специальный QR-код.
- Роскачество анонсировало разработку детального стандарта качества сервиса такси. Об этом уведомил замруководителя организации Илья Лоевский.
- В резолюцию по окончанию конференции внесли конструктивные предложения по определению правового статуса водителя. А именно, включение в текст законопроекта о регулировании такси раздела с описанием прав, обязанностей и механизма их реализации при взаимодействии с другими участниками процесса оказания услуг, за исключением случаев, когда водитель выступает в качестве стороны договора оказания услуг (водитель ИП). В случае допуска самозанятых к получению разрешения такси такой раздел должен быть безусловным, так как никакой другой нормативный акт не регулирует зону ответственности физического лица при оказании услуг.
Андрей Ионин, главный аналитик Ассоциации цифровой транспорт и логистика, ответил на ряд вопросов о регулировании рынка такси. По его словам, появился абсолютно новый рынок — рынок ответственности: «Само появление закона выглядит странным, но повод понятен — появился такой феномен, как агрегатор такси, при этом, они стали основными игроками, определяющими и тренды, и тарифную политику. Сегодня невозможно рассматривать такси в отрыве от общественного транспорта, от каршеринга и будущих беспилотников. Таксомоторную деятельность невозможно рассматривать и вне происходящего в цифровой экономике, потому что агрегаторы такси — это крупная часть цифровой экономики. Агрегаторы живут скорее по законам цифровой экономики, чем по транспортным законам». Андрей уверен, что основной проблемой рынка является регуляторный разрыв. «Темпы развития технологий гораздо выше, чем темпы их регулирования. Это не упущение чиновников», — считает Андрей. — «Бизнес развивает технологии, что потому это заведомо прибыльные инвестиции. Исторически, государство не может работать в темпе привычным бизнесу, а бюрократические механизмы в свою очередь не гибки для каких-либо изменений. Государству надо сбалансировать большое количество интересов, а у бизнеса одна задача — развивать технологию». Андрей Ионин рассказал, что Россия в вопросе регулирования агрегаторов такси находится в тренде — регулирования агрегаторов такси нет даже в США, где эти агрегаторы появились первыми. Эксперт также подчеркнул, что видит решение проблем через мотивирование цифровых экосистем на их решения с помощью высокотехнологичных решений: «России исключительно повезло: только в трех странах мирах есть цифровые экосистемы, а в России с этого года их две. Отечественные экосистемы активно работают на рынке транспорта, в том числе, на рынке таксомоторных услуг. Именно государство в этой цепочке является слабым звеном — государство, как регулятор, должно пройти процесс цифровой трансформации. У государства есть механизмы, чтобы помочь цифровым компаниям повысить эффективность и безопасность рынка такси — это данные государственных систем, но именно государство должно создать механизмы для равного доступа к этим данным», отметил Андрей Ионин.