Рынок газомоторного топлива: выгода и темпы развития

Газомоторное топливо, в частности метан, сегодня является наиболее экономичным и экологически чистым видом топлива по сравнению бензином или дизельным топливом. Пока рынок ГМТ в России только развивается, в какой-то мере соперничая с технологиями электротранспорта. По состоянию на начало 2020 года в России количество автомобилей с возможностью использования природного газа составляло менее 0,5% суммарного парка автомобилей, в то время как в ряде стран их доля превышает 10%. Основные причины — недостаточное количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в отдельных регионах и узкий модельный ряд транспорта.

Исполнительный директор Национальной газомоторной ассоциации Василий Зинин рассказал про темпы развития рынка и почему данный рынок выгоден для развития.

«Рост рынка газомоторного топлива при падении уровня потребления традиционных жидких углеводородов по итогам 2020 года, на мой взгляд, замечательная иллюстрация главного фактора, почему газомоторное топливо интересно потребителю — ценовой фактор. Высокая стоимость бензина и дизеля остается системной проблемой, в то время как цены на метан, остаются достаточно низкими — от 13 до 20 руб/м3. Все дело в принципиально разном механизме ценообразования: российские нефтяные компании во многом ориентированы на экспортные поставки и мировая конъюнктура рынка нефти во многом влияет на внутренний рынок. Существуют также факторы мощностей перерабатывающих заводов, в целом, это комплексная и системная проблема. Рынок природного газа регулируется совсем по-другому: цена  регулируется государством, а операторы рынка очищают, обрабатывают специальным образом и компримируют газ, добавляя стоимость. При этом, разница в цене между 20 руб/м3 и 6,5 руб/м3 (стоимость для промышленных потребителей) достаточно существенная и составляет основу маржинальности участников газомоторного топлива. В этом смысле, рынок интересен не только для потребителя, который экономит между 50-ью и 20-ью рублями, но и для инвесторов, которые зарабатывают на дельте стоимости обработки газа. Собственно, это и есть фундаментальные предпосылки развития газомоторного топлива в России. 

Сейчас рынок находится на начальной стадии развития. Газпром начал активную фазу развития в 2013 году, а государство со своей стороны системно начало подходить к стимулированию рынка, как к государственной задаче, с 2019 года, когда была принята соответствующая программа. С 2019 года субсидируется строительство заправочной инфраструктуры — инвестор, строящий метановую заправочную станцию, 30% своих инвестиций получает в качестве возмещения из федерального бюджета. Второе направление — стимулирование переоборудования транспортных средств. Данная мера необходима в связи с невысокой развитостью линейки транспортных средств со стороны производителей, и направлена на создание базового, первичного спроса. Были выделены регионы приоритетного развития, которые имеют опыт, компетенции и находятся вдоль федеральных трасс. Гипотеза Правительства РФ состояла в том, чтобы не «размазывать» бюджетные средства по всей стране, а сконцентрироваться на пилотных регионах. У этого подхода есть нюансы, которые требуют гибкого механизма пересмотра регионов — такие механизмы сейчас появляются, в частности, в июне было предложено расширить перечень приоритетных регионов».

Отметим, что общий перечень регионов для первоочередного развития заправочной инфраструктуры включает 28 субъектов РФ. Еще 18 субъектов сообщили о том, что тоже хотели бы попасть в число регионов, которые получают поддержку федерального уровня. При увеличении финансирования это будет возможно сделать в 2021-22 годах. Об этом заявили в Аналитическом Центре при Правительстве РФ. Сейчас обсуждаются различные варианты, как это может быть осуществлено, например, за счет перераспределения средств между участвующими регионами в пользу новых либо через выделение дополнительных средств на будущие периоды.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика