В Российской академии наук представили Концепцию научно-технологического развития транспортной отрасли России

Министр транспорта Роман Старовойт принял участие в заседании Президиума Российской академии наук, на котором представил Концепцию научно-технологического развития транспортной отрасли России. Мероприятие прошло под председательством президента РАН Геннадия Красникова.

Президент РАН, академик Геннадий Красников:

Сегодня мы обсуждаем важный вопрос, связанный с Концепцией научно-технологического развития транспортного комплекса, актуальность которой определяется необходимостью повышения связности территорий Российской Федерации. Создание долгосрочной научно-технической базы, необходимой для модернизации отечественного транспортного комплекса, требует участия учёных различных областей знаний, команд из ведущих научно-исследовательских центров страны, транспортных технологов и исследователей.

Роман Старовойт отметил, что формально Концепция определяет вектор работы до 2035 года, но фактически охватывает гораздо больший период.

«Считаю это важнейшим стратегическим решением. Положения Концепции коррелируют со Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Президентом страны, и развивают идеи, заложенные в Транспортной стратегии, утвержденной Правительством в 2021 году», – сказал он.

Документ будет утверждаться впервые, что позволит определить цели и направления исследований, обобщить механизмы работы, определить источники финансирования. Кроме того, в Концепции впервые будет дано определение транспортной науке.

Роман Старовойт заявил, что роль транспорта в научной сфере сегодня недооценена. В 1930-е годы на индустриализацию страны и глобальное техническое перевооружение транспортной системы именно наука ответила фундаментальными исследованиями – в области материаловедения, энергетики, механики. Это позволило создать принципиально новые транспортные системы, перейти на современные виды тяги двигателей, выпускать новую транспортную технику, ускорить транспортное строительство.

Министр транспорта Роман Старовойт:

Учитывая географическое положение нашей страны и размеры территории, без прорывных технологий в сфере транспорта, основанных на новых принципах, материалах, источниках генерации и хранения энергии, нам не обойтись. Поэтому сегодня важно задуматься, каково стратегическое видение отрасли на горизонте до 2050 года? Только РАН, связывая научное знание в своей синергии, способна дать компетентный ответ на этот стратегический вопрос.

Транспортники совместно с учеными будут изучать, как повлияет на транспорт экономика, социальная сфера, климат, насколько эти отрасли зависимы друг от друга, в чем заключается обратное влияние. Необходимо продолжать исследования и в области транспортной медицины, чтобы поездки минимально влияли на здоровье человека. А изучение автоматизации новых видов транспорта неразрывно связано с внедрением решений, повышающих бдительность во время управления транспортными средствами.

Завершая выступление, Министр заявил, что крупнейшие промышленные, социальные и транспортные проекты могут быть реализованы только в сотрудничестве с наукой.

Аналитик, специалист по антикризисному управлению в сфере транспорта Олег Арефьев ответил на вопросы корреспондентов Агентства транспортной информации Российской академии транспорта, затронув ключевые аспекты цифровой трансформации и кадрового обеспечения транспортной отрасли.

Аналитик, специалист по антикризисному управлению в сфере транспорта Олег Арефьев:

  • Какие риски могут возникнуть при внедрении новых технологий (например, ИИ в логистике) из-за нехватки регулирования или кадров?

Внедрение новых технологий, в частности искусственного интеллекта (ИИ) в логистике, – это не просто тренд, а насущная необходимость для интеграции в мировую логистическую систему. Без этого невозможна эффективная синхронизация с международными партнерами, особенно в условиях глобальной автоматизации документооборота.

Однако, процесс внедрения сопряжен с рисками, в том числе связанными с недостаточным регулированием и дефицитом квалифицированных кадров. Хотя ИИ способен заменить часть сотрудников, до полной автоматизации еще далеко. В логистике часто требуются оперативные решения, выходящие за рамки алгоритмов, в чем ИИ пока уступает человеку. Примером тому служит опыт автоматизации предрейсовых медосмотров, где аппараты, действующие строго по алгоритму, не могут учесть все нюансы состояния водителя, в отличие от опытного специалиста.

  • Достаточно ли мер, предусмотренных федеральным проектом «Кадровое обеспечение транспортной отрасли», для подготовки специалистов под новые технологические вызовы?

Несмотря на федеральные проекты, направленные на подготовку специалистов для транспортной отрасли, существует острая нехватка желающих осваивать эти профессии. Проблема заключается не только в дефиците высококлассных экспертов, но и в отсутствии специалистов с базовым набором знаний и понимания. Зачастую в транспорт приходят люди «со стороны», которые на практике, методом проб и ошибок, постигают азы профессии. Это приводит к формированию «собственной реальности», не отраженной в учебниках.

Для эффективной подготовки кадров необходимо четко определить вектор технологического развития отрасли. Без этого усилия по подготовке специалистов будут хаотичными и неэффективными. Важно также учитывать, что компетенции в транспортной сфере многогранны и важны как специалисты, работающие с передовыми технологиями, так и те, кто обеспечивает базовые, но не менее важные функции.

  • Как привлечь молодежь в транспортную науку и инженерию, учитывая высокую конкуренцию с IT-сектором?

В условиях высокой конкуренции с IT-сектором, привлечение молодежи в транспортную науку и инженерию – задача непростая. Более целесообразным представляется привлечение людей с определенным багажом знаний и пониманием специфики отрасли. Для этого необходимо создавать «социальные лифты» и проводить тщательную селекцию кадров. Сегодняшние выпускники транспортных вузов зачастую оторваны от реальной практики, что приводит к неэффективным решениям. Важно готовить специалистов широкого профиля, а затем формировать «золотой запас» посредством дополнительного образования.

  • Какие научные модели (например, транспортно-экономического баланса) наиболее актуальны для планирования мультимодальных перевозок?

Для планирования мультимодальных перевозок наиболее актуальны научные модели транспортно-экономического баланса, позволяющие оптимизировать логистические цепочки. В настоящее время в России в отдельных цепях поставок прослеживаются признаки 4PL-систем, однако их эффективность оставляет желать лучшего. Существует множество проблем, в том числе в сфере нормативного и методического обеспечения этих процессов, которые может помочь решить научный подход.

Ключевая проблема заключается в разобщенности участников логистического процесса. Объединение задач и подведение под их решение научной базы с внедрением ИИ может стать частью национального проекта. Пока же, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», что приводит к решению проблем «на глаз» без использования научных моделей.

Читать далее:

Впервые в России будет утверждена Концепция научно-технологического развития транспортного комплекса

🔹 Поделиться ВКонтакте
🔹 Поделиться в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика