25 июня состоялось заседание Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Мероприятие проходило в здании Ространснадзора по адресу: Ленинградский проспект, 37.
Участники заседания рассмотрели доклады начальника Управления государственного автомобильного и дорожного надзора Ространснадзора Ярослава Асташова, президента Ассоциации «ГРУЗАВТОТРАНС» Владимира Матягина, председателя Правления ассоциации автоперевозчиков пассажиров в Ленинградской области Андрея Баранова. На заседании обсудили вопросы общественного контроля, а также мероприятия по сохранению духовно-нравственных ценностей.
Впервые в заседании принимал участие Гулин Виктор Борисович, недавно назначенный на должность руководителя Ространснадзора (утвержден в июне текущего года). В своем приветственном слове Виктор Борисович подчеркнул, что всегда уделял и будет уделять большое внимание взаимодействию с Общественным советом, готов откликаться на все просьбы и участвовать в заседаниях.
Руководитель Ространснадзора Виктор Гулин:
Сегодняшнее заседание Общественного совета посвящено актуальной теме – контролю в сфере автомобильного транспорта. Эффективность нашей работы напрямую зависит от обеспечения безопасности транспортного комплекса России, особенно его автомобильной составляющей. Современные вызовы требуют постоянного совершенствования методов контроля, внедрения инновационных технологий и координации действий всех участников транспортного комплекса.
Выражаю уверенность, что выработанные сегодня решения внесут весомый вклад в развитие транспортной безопасности страны.
Председатель Общественного совета, Белозеров Владимир Леонидович, поздравил Виктора Борисовича с назначением на столь ответственную должность от имени всех членов Общественного совета, пожелав ему удачи, успехов, терпения и спокойствия.
Заместитель руководителя аппарата Общественной палаты РФ Владимир Балашов также выступил с приветственным словом и дал развернутую оценку работе совета:
Общественная палата высоко ценит продуктивную деятельность Общественного совета при Ространснадзоре. За прошедший период совет провел 7 очных заседаний, в том числе два выездных — в Ярославле и Санкт-Петербурге, а также три совместных заседания с представителями Росавиации и Росжелдора. Такой уровень активности является показателем серьезного и ответственного подхода к работе. Особенно хочу отметить эффективность взаимодействия с гражданами — совет демонстрирует один из лучших показателей по обратной связи с населением и оперативности
реагирования на поступающие обращения. Эта работа заслуживает самой высокой оценки.
По первому вопросу повестки выступил начальник Управления государственного автомобильного и дорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Асташов Ярослав Николаевич, который рассказал о достижениях Федеральной службы в обеспечении безопасности на автомобильном транспорте. Он отметил снижение числа аварий и дорожно-транспортных происшествий с автомобильным транспортом на 24% по сравнению с 2017 годом.
Затем выступил член Общественного совета Владимир Васильевич Матягин. Его выступление было посвящено системе весогабаритного контроля на автомобильных дорогах и недостаткам, выявляемым членами Ассоциации «ГРУЗАВТОТРАНС» на различных пунктах весогабаритного контроля.
В частности, Владимир Васильевич отметил следующие факторы, влияющие на корректность показаний весов:
- Колейность на автомобильных дорогах
- Недостаточно качественное обустройство дорожного полотна
- Несоблюдение требований установки дорожных датчиков
- Деформация дорожного покрытия в зоне обустройства пункта весогабаритного контроля (трещины, дефекты асфальта)
- Несоблюдение необходимого уровня содержания пунктов весогабаритного контроля, связанное с климатическими условиями (снег, наледь, дождь, град)
- Отсутствие электронных пломб на программном обеспечении
- Некорректная работа датчиков габаритов
- Отсутствие освещения в ночное время
Вопросам безопасности на пассажирских автомобильных перевозках и межведомственного взаимодействия был посвящен доклад члена Общественного совета, председателя Правления ассоциации автоперевозчиков пассажиров в Ленинградской области Андрея Васильевича Баранова:
Пассажирский общественный автомобильный транспорт является самым массовым видом общественного транспорта в Российской Федерации, а во многих муниципальных районах – единственным. От его работы зависит здоровье, работа, учеба, благополучие и жизнь граждан. В настоящее время отрасль пассажирских автомобильных перевозок находится в крайне трудном финансово-материально-техническом положении. Ярослав Николаевич в своем докладе уже коснулся причин, влияющих на деятельность, в том числе на безопасность дорожного движения.
Отмечу лишь два фактора:
- Многократный рост стоимости подвижного состава, запчастей и ГСМ.
- Дефицит рабочих, и в первую очередь, водителей. Этот дефицит ежегодно увеличивается.
Директора предприятий, входящих в нашу ассоциацию, прямо говорят, что если не будут приняты координационные меры по исправлению сложившейся ситуации, то через 5-6 лет в муниципальных районах перевозок автобусов не будет. Не могу сказать про города-миллионники, но знаю, что дефицит рабочих кадров и водителей в Санкт-Петербурге составляет порядка 20%. Техника есть, а людей нет, и отсюда возникают проблемы, в том числе по режиму труда и отдыха. За срывы рейсов накладываются большие штрафы. Это, наверное, самая важная проблема, и хоть она может быть не совсем в компетенции нашего совета, не сказать об этом я не мог.
Для сохранения отрасли необходима объективная оценка деятельности перевозчиков, в том числе при проведении контрольно-надзорных действий. При проведении контроля безопасности и организации пассажирских перевозок автобусами, для объективной оценки деятельности перевозчиков, очень важным фактором является межведомственное взаимодействие. Ярослав Николаевич тоже коснулся межведомственного взаимодействия, но в основном это касалось дорог и грузовых перевозок.
Необходимо учитывать нормативно-правовые акты различных надзорных органов, органов власти и управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. К сожалению, на практике зачастую такое взаимодействие отсутствует вообще, либо недостаточно эффективно. За последние годы ухудшилось взаимодействие с органами власти на местах.
Для наглядности ситуации приведу пример. Одного нашего перевозчика дважды привлекали к административной ответственности и размещали транспортное средство на штрафстоянку за якобы нарушение требований федерального закона 67, так как инспектор в сети интернет не нашел договора о сборке. Но по закону его должен размещать не перевозчик, а страховщик. При этом копия договора была на борту транспортного средства. Перевозчик не нарушал требования закона, но был привлечен к административной ответственности. При предложенном взаимодействии, например, с союзом страховщиков, инспектор мог бы убедиться о наличии заключенного договора. При этом хочу отметить, что контрольные мероприятия проводились в пятницу, когда осуществляется массовый выезд из города. Перевозчик понёс большие финансовые потери и, что при конкуренции очень важно, он понёс репутационные потери.
В заключение хочу отметить, что большинство руководителей транспортных предприятий, за редким исключением, осознают свою ответственность за организацию безопасной перевозки пассажиров. Однако их материальные, технические и финансовые возможности находятся на пределе. Любые нормативно-правовые акты, принимаемые на федеральном и региональном уровнях, перекладывают всю нагрузку по обеспечению безопасности на плечи перевозчиков. В объяснительных записках к нормативным правовым актам всегда говорится, что их реализация не потребует дополнительных затрат со стороны бюджета. Согласно 16-му федеральному закону о транспортной безопасности – это предмет совместной ответственности государства, бизнеса и надзорных органов, а на деле получается иначе.
В заключение заседания по вопросу возрождения духовно-нравственных устоев и позиционирования транспортной отрасли через развитие территории смыслов в городах России выступила член Общественного совета при Ространснадзоре Коротовских Надежда Ивановна:
Я хочу сегодня заразить вас, господа, идеями, которые мы, инициативная группа, вместе с молодежью 10-18 лет, создали в Петербурге, в славном городе-герое Ленинграде, на берегах Невы. Идея связана с подвигом «Чудо Невы», произошедшим в 1963 году, когда между двумя мостами – Александра Невского и Финляндским – приземлился самолет.
Это было невероятное событие. Два летчика, Виктор Мостовой и Василий Чеченов, совершили беспрецедентный героический поступок. Самолет, вылетевший из Таллина в Москву, обнаружил в воздухе неисправность, и было принято решение совершить аварийную посадку в Пулково, вырабатывая топливо. Однако датчики оказались не совсем совершенными, и топливо закончилось, когда самолет пролетал над центром города, над Эрмитажем. У Мостового было всего 14 секунд, чтобы принять правильное решение, куда сажать самолет.
Как он потом сказал, им двигали духовно-нравственные ценности Петербурга. Он не имел права затронуть любую ценность этого великого города, сохраненного в годы блокады. Это к вопросу о том, насколько духовно-мировые ценности, которые мы сейчас прививаем молодежи и сами пытаемся в себе возродить, играют решающую роль при принятии правильного политического решения, сохраняя жизнь свою и своих сограждан.
Вспоминая эти слова Мостового, ребята предложили не только возвратить камень около моста, но и создать аллею, посвященную героям, которыми богата наша страна, в том числе и железнодорожникам. Река и море в Петербурге – это общий кладезь транспортного сервиса, создающего качество жизни человека.
На Невском проспекте, в двух километрах от Александро-Невской лавры, есть небольшой участок земли, где произошла посадка самолета. Там мы установили камень с ребятами из инициативной группы, и там есть возможность создать наше транспортное место, площадь, которая в будущем, наверное, обрастет новыми смыслами.
Когда мы спросили ребят, как они хотят, чтобы это выглядело – аллея или парк, они начали генерировать крутые идеи. И мы приняли решение, что это будет аллея. Приглашаю вас, коллеги, присоединиться к этой ценности. И пусть, может быть, в ваших городах тоже родятся такие места, если мы вместе пройдем этот путь. Город поддержал, губернатор поддержал идею расширения набережной, выделения возможностей для благоустройства территории, которая раньше была заброшенным местом, где собирались наркоманы и было много мусора.
Когда мы установили камень, это место стало точкой притяжения молодежи и туристов. Наш камень стал духовным символом. Когда его коснешься, ты можешь спокойно взлетать. Через два года, Олег Михайлович, мы с ребятами пришли к камню и увидели, что туда приходят и пожилые люди, и молодежь. Это камень, как знаете, камень труда, камень веры.
Олег Михайлович Смирнов первым поддержал идею и сказал, что ее нужно развивать. Он пригласил своих коллег, которые сейчас дают обратную связь со слезами на глазах. Олег Михайлович, в нашу последнюю встречу мы говорили о том, как круто, что мы вместе преобразовали это пространство. Ребята говорили, что хотят верить в чудо, и за каждым чудом стоит любовь.
Ведь там произошло три чуда. Во-первых, пилот смог приземлиться между двумя мостами, пролетев в двух метрах над одним мостом и не задев опоры второго моста. Во-вторых, после посадки самолет не затонул, несмотря на глубину реки в 4 километра. Молодой парень на баркасе, 22 лет от роду, заметил что-то непонятное в воде и умудрился бросить канат с баркаса на расстояние 20 метров, попав в маленькую форточку пилота. За канат зацепили штурвал и оттянули самолет к берегу. Все 45 пассажиров вышли с чемоданами на берег.
И, в-третьих, Комитет государственной безопасности, расследовавший непрофессионализм летчиков, должен был их покарать. Но на борту самолета ехала мать английского журналиста, который прибежал в посольство и выразил восхищение мастерством советского летчика. В BBC появились большие публикации о «славе советской авиации».
Сегодня мы с ребятами говорим о том, что это нужно возрождать. И второе, нужно создавать современные молодежные точки притяжения. Это будет не просто аллея памяти героев. Мы предполагаем, что там будет много подвигов. Ребята уже собрали информацию о 6-7 подвигах, например, о девушке из Беслана, которая закрыла собой детей от террористов, или о пилоте, который приземлился, сохранив жизни пассажиров и членов Эрмитажа.
Читать далее: