Национальный проект «Инфраструктура для жизни», стартовавший в 2025 году, продолжает реализовываться, опираясь на успешные практики, накопленные за последние шесть лет. Этот проект является важным инструментом не только для роста экономики и промышленности, но и для улучшения качества жизни миллионов россиян. В условиях экономических вызовов и санкционного давления Юг России демонстрирует новые возможности для развития. В последние годы регионы Южного федерального округа увеличили объем инвестиций, и темпы этого роста значительно опережают средние показатели по стране.
Ключевым фактором успешного регионального развития является комплексный подход, который включает параллельное развитие инфраструктуры, способствующей улучшению условий жизни для населения. В то же время особое внимание уделяется сохранению и развитию особо охраняемых природных территорий, что играет важную роль в обеспечении устойчивого экологического баланса региона.
Какие приоритеты стоят перед Южным федеральным округом в ближайшие годы? Как обеспечить гармоничное развитие региона с учетом экологии? И какие меры помогут сделать Черноморское побережье еще более привлекательным для внутреннего туризма? Эти и другие вопросы стали основой для пленарной дискуссии, в которой приняли участие ведущие специалисты и государственные деятели.
Модератором сессии стал Дмитрий Щугорев, главный редактор телеканала «Москва 24», а участниками — высокопрофильные эксперты в сфере транспортной инфраструктуры, экологии и государственного управления. В ходе обсуждения рассмотрели перспективы развития инфраструктуры на Юге России, а также поделились множеством идей и инициатив, направленных на создание комфортных условий для жителей и туристов региона.
Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин:
Регионы Юга России и Приазовья обладают большим социально-экономическим потенциалом. Комплексный подход к развитию макрорегиона, который предусмотрен нацпроектом «Инфраструктура для жизни», открывает новые возможности для улучшения условий жизни людей и связанности территорий. На территории Азово-Черноморского кластера проживают около 19 млн человек, также его ежегодно посещают 7–8 миллионов туристов. В этих регионах расположено 225 утвержденных опорных населенных пунктов.
Юг России – несомненный лидер внутреннего туризма, и в условиях его роста важно увязать все виды транспорта – авиационный, железнодорожный и автомобильный, развивать новые маршруты.
Среди основных приоритетов развития дорожной сети на Юге страны могу выделить расширение маршрута вокруг Азовского моря, приведение к нормативу подъездных дорог к побережью и горнолыжным курортам, а также строительство дороги М-4 «Дон» – Сочи, формирование международного транспортного коридора «Север – Юг». Также видим огромные перспективы для увеличения градостроительного потенциала, работаем над повышением эффективности вовлечения в оборот неиспользуемых земельных участков. Работы впереди очень много! Будем последовательно решать все задачи для создания комфортных условия для местных жителей и туристов.
Первый заместитель Министра транспорта РФ Валентин Иванов:
Модернизация существующих и строительство новых железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна обеспечат увеличение их провозной способности до 131 млн тонн. За счет реализации мероприятий вырастут мощности морских портов Новороссийск, Туапсе, Тамань и Темрюк. Модернизация существующей сети автодорог, а также создание новых обходов городов дадут импульс развитию МТК «Север – Юг» и Азово-Черноморского кластера. Кроме того, одна из главных для нас задач, чтобы для туристов поездка на юг стала счастливым путешествием, а не испытанием.
Олег Владимирович Ступников, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства:
Развитие Азовского транспортного кольца, 984 км которого находятся в зоне ответственности Росавтодора, является важным направлением деятельности Федерального дорожного агентства на юге России.
В рамках этой задачи мы видим необходимость в реализации нескольких амбициозных проектов. Среди них – строительство обхода Мариуполя протяженностью более 31 км, который планируется построить в 2028 году, а также строительство обхода Джанкоя протяженностью 20 км. Эти работы мы планируем выполнить к 2032 году. Отмечу, что строительство транспортных обходов обеспечит бесперебойное движение, в том числе грузового транспорта, повысит безопасность дорожного движения, снизит загруженность городских улиц, улучшит экологическую обстановку и значительно сократит время в пути. Все эти факторы положительно скажутся на социально-экономическом развитии регионов Южного федерального округа.
Также в планах ведомства – устроить 260,6 км линий наружного освещения с использованием энергосберегающих систем на всем протяжении популярного маршрута – трассе А-291 «Таврида». Данная мера позволит улучшить видимость в темное время суток и будет способствовать снижению количества дорожно-транспортных происшествий. Проект является частью более широкой стратегии по модернизации инфраструктуры Юга России и созданию комфортной среды для жителей и гостей региона.
Председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко:
Наступило время ставить новые задачи. Интенсивность на трассе М4 «Дон» в 3-4 раза выше, чем на других наших автодорогах, в том числе на М-11 и на М-12. В летний период мы фиксируем на некоторых участках М-4 до 100 тысяч автомобилей в сутки. Все едут на юг, к Черному морю, туда доставляется множество грузов. Поэтому главное наше направление – это, конечно, развитие трассы М-4 «Дон».
Приоритетной задачей является и продолжение обхода Краснодара. Вообще, Юг России для Государственной компании является ключевой территорией, где мы прикладываем основные усилия. Также как и в развитие исторических субъектов Российской Федерации – ДНР, ЛНР, Запорожья и Херсонской области. С 2022 года во всех четырех субъектах мы капитально отремонтировали 2100 километров дорог и восстановили 66 мостов. Когда заезжали туда, работал только один асфальтобетонный завод, а сегодня мы завезли в эти четыре региона 23 завода. Их мощность на сегодняшний день такова, что позволяет полноценно работать.
Читать далее:
В Калининграде обсудили изменения в законодательстве об организации дорожного движения