По информации надзорного органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта количественные показатели аварийности в гражданской авиации в 2018 году, по сравнению с 2017 годом, ухудшились. Количество авиационных происшествий увеличилось на 13,7%, количество катастроф увеличилось на 66,6%, при этом количество аварий снизилось на 12,5%, количество погибших увеличилось в 12,5 раз, количество травмированных остается на том же уровне.
Количество авиационных инцидентов увеличилось на 2,3%, увеличилось количество чрезвычайных происшествий в 2 раза, увеличилось количество повреждений воздушных судов на земле на 46,4%.
Госавианадзором и его территориальными органами за 8 месяцев 2018 года проведено 5 907 проверок (в 2017 году на 15,1% меньше — 5 014 в отношении субъектов и объектов гражданской авиации, в том числе 428 проверок в рамках ФЗ-294 (126 плановых, 302 внеплановых), 3 913 проверок воздушных судов на перроне (рейдовых осмотров), 582 проверок на маршруте (в полете), принято участие в 124 проверках других надзорных органов, проведено 860 надзорных мероприятий по иным основаниям действующего законодательства.
Основными угрозами безопасности полетов, выявленными в 2018 году в ходе 5 надзорных мероприятий в области гражданской авиации, являются:
- нарушение установленных требований при подготовке и переподготовке авиационного персонала, в том числе летного состава;
- сознательное нарушения правил использования воздушного пространства России, в первую очередь, владельцами воздушных судов, не имеющими свидетельств эксплуатанта авиации общего назначения;
- отсутствие персональной ответственности владельцев, руководителей должностных лиц авиапредприятий за состояние безопасности полетов, внедрение и поддержание функционирования системы управления безопасностью полетов.
В области обеспечения авиационной и транспортной безопасности на воздушном транспорте выявлены существенные проблемы функционирования аэропортов с малой интенсивностью полетов. Ввиду отсутствия необходимого количества персонала и финансирования содержания таких аэропортов не всегда возможно даже ограждение территории аэропорта и взлетного поля аэропорта, в которых осуществляются рейсы с интенсивностью 1-2 рейса в неделю.
Особенности расположения, климатические условия и объем перевозок у таких аэропортов не позволяет выполнить весь комплекс мероприятий, в том числе закупка, доставка и монтаж инженерно-технических средств обеспечения безопасности, отвечающих требованиям законодательства, или делают невозможным их эксплуатацию. Так, например, весенним паводком каждый год уничтожается значительная часть периметрового ограждения таких аэропортов как Вилюйск, Верхневилюйск, Усть-Нера. Весенними/осенними штормами и при ледоходе смывается ограждения аэропорта Мыс Каменный со стороны моря. Дополнительные проблемы при реализации Требований возникают ввиду короткого летнего сезона, что существенно препятствует доставке до аэропорта строительных материалов и техники, а также период возможного строительства.
Не решена проблема обеспечения авиационной и транспортной безопасности на посадочных площадках и вертодромах. В настоящее время законодательством Российской Федерации, данный вопрос никак не урегулирован.
Для снижения уровня рисков и для обмена позитивным опытом при решении вопросов обеспечения авиационной и транспортной безопасности на воздушном транспорте Ространснадзором ежеквартально проводятся публичные обсуждения правоприменительной практики.
Интересным является тот факт, что законодательство в области транспортной безопасности создаёт приоритеты иностранным перевозчикам на территории Российской Федерации. Иностранные перевозчики не попадают под действие Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», к ним не применяются Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 886, что ставит в неравные конкурентные условия российских перевозчиков.
За 8 месяцев в 2018 году с гражданскими воздушными судами Российской Федерации произошло 29 авиационных происшествий: 15 катастроф и 14 аварий. В авиационных происшествиях погибло 112 человек, травмировано 15 человек.
За этот же период в 2017 году с гражданскими воздушными судами Российской Федерации произошло 25 авиационных происшествий: 9 катастроф и 16 аварий. В авиационных происшествиях погибло 19 человек, 15 человек травмировано.
Комментарий эксперта
Член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, действительный член Российской академии транспорта, д.т.н., профессор Якимов Михаил Ростиславович
Во многом ухудшение абсолютных и относительных показателей состояния авиационной безопасности вызвана в 2018 году, по сравнению с предыдущими годами, начавшейся в 2017 году реформой контрольно-надзорной деятельности, которая коснулась и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Сокращено количество территориальных управлений службы (раньше их было 91, теперь 51). Не налажена система подготовки кадров для всех надзорных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Дело осложняется низкой мотивацией инспекторов Ространснадзора, где средняя зарплата в центральном аппарате находится в пределах 60 тысяч рублей, а в территориальных управлениях — 30 тысяч рублей. Вместе с тем, в отличие от военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел отсутствуют какие-либо дополнительные довольствия, связанные с несением службы.
К сожалению, в 2018 году не предусмотрены средства даже на покупку форменной одежды и обмундирования инспекторам, а также не удовлетворены требования службы по закупке транспорта, в том числе и авиационного транспорта. Вместе с тем, следует отметить, что нагрузка на одного сотрудника постоянно возрастает и количество поднадзорных субъектов постоянно увеличивается. Можно прогнозировать существенное увеличение работы в связи, например, с планами по лицензированию заказных автомобильных перевозок, которые потребуют учета значительного количества субъектов предпринимательства. Также в области автомобильного транспорта работникам добавились полномочия по администрированию исполнения системы сбора платы «Платон» на дорогах федерального значения, что потребовало также дополнительных ресурсов по контролю платежей, администрированию законодательства и наказания нарушителей закона в этой части.
Фото взято с сайта «Евразийский юридический журнал»