В городе Ярославль при поддержке Губернатора Ярославской области в Доме Правительства состоялось совместное выездное заседание Коллегии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Общественного совета при Ространснадзоре.
В работе заседания Коллегии приняли участие представители Совета Федерации, Госдумы, Минтранса, Росстандарта, ФТС России, сотрудники федеральных и региональных органов исполнительной власти, руководители организаций транспортного комплекса, представители Общественного совета при Ространснадзоре, члены предприятий, представители научных, учебных и общественных организаций.
О вопросах весового и габаритного контроля транспортных средств сквозь призму законодательства и его основополагающих принципов доложил Депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, федеральный координатор партпроекта «Единой России» «Безопасные дороги» Тен Сергей Юрьевич.
Депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, федеральный координатор партпроекта «Единой России» «Безопасные дороги» Тен Сергей Юрьевич:
Наша задача – обеспечить достижение к 2030 г. национальных целей по приведению в нормативное состояние 85% федеральных дорог, а также 85% автодорог опорной сети и не менее 60% дорог регионального и межмуниципального значения, как это обозначено в майском Указе Президента.
Безусловно, выполнить эти важнейшие задачи необходимо и возможно только при выполнении двух направлений. Во-первых, конечно, это осуществление ремонта в существующей сети автомобильных дорог, а также обеспечение мер сохранности наших автомобильных дорог.
При этом мы все прекрасно понимаем, и мы, обсуждая эти вопросы в Государственной Думе с коллегами-депутатами, тоже об этом говорим, что единственный эффективный способ обеспечить соблюдение установленных требований по нагрузкам по массе — это весовой контроль грузового транспорта.
Наши коллеги из Ассоциации РАДОР (генеральный директор Ассоциации РАДОР Старыгин Игорь Иванович), которые сегодня здесь присутствуют, в 2023 году провели серьезную работу, проанализировали 35 субъектов федерации по вопросам весогабаритного контроля.
За прошлый год в этих 35 регионах к ответственности за нарушение требований по весогабаритному контролю было привлечено всего-навсего порядка 5,6% нарушителей.
По-разному можно относится к статистике, но тенденция понятна.
На практике из-за устаревших санкций и новых экономических реалий произошло обесценивание профильных норм КоАП РФ. Нормы о правонарушениях в этой области были приняты ещё в 2015 году. Понятно, что сегодня нарушители на многотонных грузовиках либо спокойно уходят от ответственности, либо ощущают на себе минимальные издержки, что соответствующим образом не побуждает наших перевозчиков соблюдать требования действующего законодательства.
Как следствие, задача по профилактике и сдерживанию правонарушений не выполняется, и сохранность дорожной структуры постепенно ухудшается. При этом у ответственных за контроль в данной сфере органов власти, в данном случае у вас, уважаемые коллеги из Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, нет совершенно никаких рычагов воздействия, нет никаких нормативных инструментов в части выполнения возложенных на вас, уважаемые коллеги, функций по сохранению существующей автодорожной сети.
Многие из вас знают о том, что совместно с командой Минтранса России, Ространснадзором, профессиональным сообществом, с участием наших региональных парламентов, активистов и волонтёров, партийного проекта Единой России «Безопасные дороги» были разработаны соответствующие предложения. Это комплексные поправки по совершенствованию норм КОАП Российской Федерации, которые направлены на обеспечение сохранности российских автомобильных дорог. Сразу скажу, что с текстом можно свободно ознакомиться в открытой системе обеспечения законодательной деятельности. При этом в соответствующих дискуссиях мы постоянно говорим о том, что мы не предлагаем что-то принципиально новое. Мы говорим о том, что необходимо выполнять действующие требования в целях реального сохранения в нормативном состоянии сети автомобильных дорог нашей огромной страны. При этом на данный законопроект имеется положительный отзыв правительства, что также принципиально очень важно, мы получили 86 положительных отзывов со стороны субъектов Российской Федерации, 43 отзыва от региональных органов исполнительной власти, 43 отзыва от законодательной власти из 61 субъекта Российской Федерации.
Что мы предлагаем?
- Во-первых, мы предлагаем установить административную ответственность за невыполнение водителем транспортного средства законного требования должностного лица о прохождении весового и габаритного контроля, а также за нарушение правил движения тяжеловесных или крупногабаритных транспортных средств в зоне автоматического весового и габаритного контроля, предусмотрев соответствующие штрафы для собственников грузовых транспортных средств.
- Во-вторых, необходимо увеличить срок давности привлечения к административной ответственности с двух месяцев до одного года за правонарушение в области весового контроля.
- В-третьих, сумму штрафа за невыполнение законных требований ч. 2 статьи 12.25 КоАП РФ в диапазоне от 500 до 800 рублей мы предлагаем увеличить диапазон от 7 до 10 тысяч рублей и установить ответственность за повторное нарушение, так как со злостными нарушителями необходимо применять уже более жесткие меры воздействия.
- В-четвертых, повысить эффективность работы недавно введенной в эксплуатацию системы выдачи спецразрешений для тяжеловесов за счет введения ответственности за непредоставление соответствующих данных собственниками транспортной инфраструктуры. Это имеет отношение и к нашим коллегам из Федерального дорожного агентства, и к соответствующим органам исполнительной власти дорожного хозяйства в наших регионах.