Транспортно-пересадочные узлы (далее — ТПУ) – это общественное пространство, объединяющее различные виды транспорта и позволяющее с комфортом сменить один вид транспорта на другой. Одним из простейших ТПУ является перехватывающая парковка для автомобилей: на ней можно оставить личный автомобиль и продолжить путешествие по городу, например, на метро. Такие узлы организуют, как правило, на подъездах к мегаполисам. Современные транспортно-пересадочные узлы также могут стать новыми центрами притяжения рабочей силы. Например, в мировой практике ТПУ совмещают социальные и коммерческие функции — открываются точки торговли, офисные центры и строятся высотки с апартаментами.
О том, какие задачи ТПУ решает в Москве рассказал заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект» Алексей Расходчиков: «Сама программа транспортно-пересадочных узлов — замыкающая программа транспортного каркаса. В Москве, в основном, строительство дорожных объектов закончено, основные магистрали приведены в порядок, сделаны развязки, а проекты метрополитена и проект по строительству большой кольцевой линии выходят на завершающую фазу. Транспортно-пересадочные узлы должны связать город, обеспечить удобную пересадку, обеспечить качество логистики на всех маршрутах. Это и есть масштабная функция программы ТПУ, однако есть проблемы, с которыми мы сталкиваемся по ходу работы. В самом начале мы столкнулись с тем, что первые ТПУ, построенные в Москве в 2010 году, оказались настолько неудачными, что обернулись митингами жителей, требующих их снести. Было огромное количество возмущений и этот негатив первых неудачных ТПУ лег на всю программу ТПУ. Поэтому нам приходилось думать как не вызвать еще большего протеста населения. Тогда были проведены большие социологические исследования и оказалось, что во многих районах Москвы огромное количество нерешенных проблем. Это были проблемы, накопившиеся за десятилетия. Мы предлагали сделать проект ТПУ не только транспортным, но и социально значимым для района. Проблема ТПУ в том, что это изначально исключительно транспортный проект, рассчитанный на пассажиров, а не на жителей. Мировая практика показывает, что ТПУ — это смешанный объект, которым всегда будут пользоваться транзитные пассажиры и местные жители. В ТПУ появились разные социальные объекты — медпункты, жилье, магазины, офисы и даже театры. Сегодня при планировании есть возможность моделировать потоки ТПУ — входящих и выходящих пассажиров, покупателей и местных жителей. Очень важно эти потоки разграничить и это можно делать на стадии проектирования. К сожалению, даже станции метрополитена не всегда спланированы достаточно удобно, чтобы развести пассажиров. В ТПУ как в транспортном хабе — это очень важный момент. Одна из ошибок при планировании — рассчитывать плотность населения исходя из жителей района. Город — это в первую очередь транзит, постоянная смена людей, быстроменяющийся поток. Сегодня правильно говорить не о жителях, а о пользователях территории в определенные дни, в определенное время. Для расчета пассажиропотока ТПУ мы анализируем данные сотовых операторов, потому что это один из способов выявить количество пользователей, не живущих в районе. При помощи данных можно точно замерять таких пользователей и также мы прорабатываем алгоритм выявления тех, кто эпизодично приехал. Практика показывает, что количество транзитников в ТПУ гораздо больше, чем местных жителей».
Отметим, что по заявлениям заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва, в столице в период с 2021 по 2023 года планируется построить еще 33 транспортно-пересадочных узла. В настоящее время в столице на стадии реализации находятся 57 проектов транспортно-пересадочных узлов. На сегодняшний день, вызывает вопросы технология согласования властями проектов ТПУ с местными жителями. Некоторые проекты сильно меняют сложившееся пространство районов, становясь точкой интенсивного транзита приезжих, что вызывает недовольство местных жителей. Несмотря на то, что ТПУ — это удобно, современно и комфортно, многим жителям нужна лишь одна функция — транспортная. В 2014 году 6000 жителей собрали подписи и организовали два митинга против строительства ТПУ «Измайловская» и «Первомайская». Строительство этих узлов было отменено. Жителям Кузьминок, Выхино-Жулебино, Зюзино, Северного Чертаново и Отрадного так же удалось отстоять свое мнение — решение о прекращении дальнейшей разработки проектов ТПУ «Кузьминки» и ТПУ «Жулебино» было принято мэром Москвы Сергеем Собяниным. Под обращением об отмене строительства ТПУ «Отрадное» подписались более 15 000 москвичей. Здесь хотели возвести 94 700 кв. м коммерческой недвижимости, в том числе торговый центр на территории. В строительство ТПУ в Москве за 10 лет вложат около 300 млрд рублей: 20% выделят из столичного бюджета, а остальные средства планируется собрать с частных инвесторов.