Международная промышленная выставка в Екатеринбурге стала площадкой для впечатляющей технологической премьеры: публике был продемонстрирован полноразмерный прототип нового трехсекционного трамвая, оснащенного системой автопилотирования. Это событие можно назвать знаковым для всей отрасли транспортного машиностроения, поскольку производитель не только разработал уникальный дизайн кузова и интерьера, но и создал ключевой элемент ходовой части – низкопольную тележку.
У нового трамвая оригинальный дизайн кабины, который помогает легко вписываться в повороты, современный интерьер с большими окнами и светлой отделкой стен. Четыре двигателя по 105 киловатт ускоряют разгон, максимальная скорость вагона — 75 километров в час, при этом система управления обеспечивает плавность движения, а оборудование для рекуперации дает возможность накапливать энергоресурс и проходить до трех километров автономно. Цельносварный металлический каркас облицован композитными панелями, что, с одной стороны, повышает жесткость конструкции и уменьшает ее массу, с другой стороны, защищает от коррозии.
Гендиректор предприятия «Синара — Городской рельсовый транспорт» Сергей Шунин:
Разработка полностью отечественная. При проектировании мы опирались на лучшие технические решения и существующую компонентную базу. Большинство узлов и модулей созданы на предприятиях, которые входят в состав холдинга, а вообще в проекте участвуют свыше 25 смежников.
Адаптивная подвеска и размещение мотор-редукторов снаружи рамы позволили высвободить внутреннее пространство. Панель управления у водителя выполнена тем же принципам, что и в авиации: интерактивные дисплеи, точки контроля, углы обзора — все это не дает отвлекаться от управления.
Одной из ключевых особенностей представленного на «Иннопроме-2025» трамвая является функция автопилота. Благодаря камерам, лидарам и высокоточному роутеру, трамвай способен ориентироваться в окружающей среде, распознавать сигналы светофоров и дорожные знаки, а также определять свое местоположение с высокой точностью. Интеллектуальная система позволяет трамваю адаптироваться к различным условиям движения, регулируя дистанцию и скорость, а также оперативно выявлять потенциальные опасности на путях.
В настоящее время трамвай с автопилотом проходит испытания в депо Таганрога, однако в будущем его появление возможно и на улицах других российских городов.
Серийное производство новых трамваев планируется развернуть в Екатеринбурге в 2026 году. Сборочная площадка в настоящее время активно реконструируется, и после завершения работ на ней будут трудиться 600 человек. Универсальность производственных мощностей позволит выпускать до 200 трамваев в год, предлагая различные варианты компоновки в зависимости от потребностей заказчиков.
Сразу после «Иннопрома» начнется цикл ходовых испытаний. Планируем в 2025-м завершить сертификацию модели и уже в 2026-м начать эксплуатацию на путях общего пользования.
Аналитик, специалист по антикризисному управлению в сфере транспорта Олег Арефьев:
Анализируя представленный на «Иннопроме-2025» трехсекционный трамвай, следует отметить, что его появление является результатом стремления компании «Синара» к разработке собственного подвижного состава. Однако, вопрос степени локализации производства требует дополнительного изучения.
В условиях, когда одно- и двухсекционные трамваи уже не вызывают удивления, презентация трехсекционной модели призвана продемонстрировать инновационный потенциал производителя.
Вместе с тем, возникает вопрос о рыночной перспективе данного трамвая. Количество действующих систем электротранспорта в России ограничено, а число систем, способных эксплуатировать подобный подвижной состав, еще меньше. Отсутствие четких программ развития электротранспорта также создает неопределенность относительно потенциального спроса.
Таким образом, следует поздравить компанию «Синара» с завершением этапа разработки и представлением результатов проекта широкой публике. Однако, дальнейший успех будет зависеть от результатов испытаний, сертификации и, главное, от наличия реального спроса на рынке. На текущий момент, вагон не прошел полноценные испытания и не имеет сертификата соответствия.
Читать далее:
Трамвай «Поларис» для Санкт-Петербурга: необходимость или избыточность?