Транспорт — настоящий мужчина! Он всегда виноват и всем должен!
И чиновники, и депутаты при каждом удобном моменте любят рассуждать о некой социальной роли транспорта в жизни человеческого общества. В этих рассуждениях на транспорт возлагаются мыслимые и немыслимые обязательства, которые формулируются исключительно высокопарными словами о гуманизме и социальной справедливости на земле. Резюмировать и систематизировать эти слова сложно, но если попробовать, то получится банально: транспорт должен быть хорошим, транспорт должен быть дешевым, транспорт должен быть удобным, транспорт должен быть безопасным.
Последние годы складывается впечатление, что жизнь на планете представлена двумя категориями — люди и транспорт. Причем первые постоянно недовольны вторыми, люди постоянно недовольны транспортом. Особенно это недовольство проявляется в городах.
Как это исторически принято в России, во всех бедах следует искать виноватых. Желательно где-то на стороне. В большинстве городских проблем, по мнению большинства, виноват тоже транспорт. Например, пенсионеру тяжело добираться от дома до поликлиники, потому что дом расположен в одном районе, а поликлиника в другом. И виноват в этом тоже транспорт. И всё тот же транспорт должен сделать так, чтобы поликлиника была как можно ближе к жилью людей. Родителям затруднительно возить детей в школы, кружки и секции по всему городу. На дорогах пробки, а на общественном транспорте, как говорится – «не наездишься». И опять виноват транспорт. Один человек живёт на одном краю города, а работает на другом краю города, и в своих неудобствах он опять же винит транспорт.
Не нужно исключительно сильно напрягаться, чтобы понять, что проблемы совсем не в транспорте. Проблема в том, что в каком-то районе нет поликлиники или нет школы, детского садика, что часть людей не стремится искать себя и менять места работы, и тем более менять свое место жительства. И помочь в решении этих бед горожанам должен исключительно транспорт. Чтобы автобусы ходили регулярно, чтобы пробок на дорогах не было, чтобы это было дёшево, желательно бесплатно. Вот, что люди ждут от транспорта.
При этом соблюдать законы, например, выполнять правила дорожного движения никто особо не собирается, объясняя свои действия не тем, что они случайно нарушили правила дорожного движения, а тем что их кто-то вынудил к совершению этих нарушений. Очень многие положения правил дорожного движения не действуют вообще. Именно потому, что они не действуют, мы придумываем новые правила дорожного движения, изменяем старые, реконструируем дороги и придумываем новые знаки, делаем дороги такими, чтобы даже игнорирование любых пунктов правил дорожного движения оставляло бы людей живыми.
От сумы и от тюрьмы — зарекайся
И вот новая идея — наказывать за нарушение правил дорожного движения в зависимости от благосостояния человека и уровня его заработной платы. То есть транспорт, кроме некой надуманной социальной функции, должен ещё нести некую регуляторную функцию, функцию установления некой социальной справедливости, которые выполняют другие институции, придуманные человечеством гораздо раньше, например, налоговая система. Сложно представить иные правонарушения или преступления, которые наказывались бы по такой же прогрессивной шкале (например, кражи, грабежи и убийства). Отсюда вопрос: если человек не работает и не имеет дохода, то может он безнаказанно грабить, убивать и нарушать правила дорожного движения?