В рамках работы Комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Инфраструктура для жизни» состоялось заседание подкомиссии, посвященное транспортной составляющей. Мероприятие прошло под руководством главы Республики Бурятия, руководителя подкомиссии Алексея Цыденова, а участие в обсуждении принял Министр транспорта Андрей Никитин.
Ключевым вопросом повестки дня стало достижение целевых показателей, закрепленных Указом Президента России. В частности, к 2030 году планируется довести долю парка общественного транспорта в городах и агломерациях, находящегося в нормативном состоянии, до 85%. Для достижения этой цели предполагается дополнительное финансирование в размере 150 млрд рублей, предназначенное для поставки в регионы не менее 40 тыс. транспортных средств в период с 2024 по 2030 годы.
В ходе заседания участники обсудили различные источники финансирования, включая возможность направления части прибыли страховых организаций на обновление парка городского пассажирского транспорта в субъектах РФ. Также обсуждалось возможное применение автоматизированных систем фото- и видеофиксации для контроля наличия полисов ОСАГО у владельцев транспортных средств.
Кроме того, на заседании были подняты проблемные вопросы, касающиеся привлечения иностранных автотранспортных компаний к ответственности за нарушения правил дорожного движения и взимания платы за проезд по федеральным дорогам с транспортных средств массой свыше 12 тонн. Эффективное решение этих вопросов является важным условием для обеспечения безопасности дорожного движения и поддержания надлежащего состояния федеральных трасс.
Министр транспорта РФ Андрей Никитин:
Вопрос создания равных условий движения и перевозок для отечественных и иностранных автоперевозчиков крайне актуален. Это влияет на конкурентоспособность нашего логистического бизнеса в сравнении с иностранным. Минтрансом уже реализован ряд инициатив по созданию равных условий для иностранцев по отношению к нашим перевозчикам, и предлагается ряд дополнительных.
При участии Минтранса внесены изменения в законодательство, предусматривающие ответственность иностранных перевозчиков за нарушения на дорогах. ФТС России и Ространснадзор наделены полномочиями по запрету выезда из России и задержанию транспортных средств иностранных компаний при наличии неуплаченных административных штрафов в области дорожного движения. Утверждены правила информационного взаимодействия между ФТС, МВД России и Ространснадзором при взыскании штрафов. Постановления о штрафе вступают в силу со дня их вынесения, а не вручения постановления. Кроме того, перевозчикам могут отказать в резервировании даты и времени пересечения госграницы при наличии неуплаченных штрафов.
В настоящее время прорабатывается создание информационной системы задолженностей на транспорте. Это повысит собираемость платы и штрафов с иностранных перевозчиков и позволит автоматически по государственным номерам проверять ТС на наличие задолженностей на подъезде к пунктам контроля.
Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, д.т.н. Якимов Михаил Ростиславович:
Идея обновления подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования — хорошая идея. К сожалению, идея эта не новая и большей частью во многих регионах и крупных городах уже реализована. По многим опросам, проводимым в российских городах, пассажиров в меньшей степени беспокоит состояние или год выпуска того или иного трамвая или автобуса. На первый план выходят более фундаментальные и главные, с точки зрения восприятия качества работы общественного транспорта, критерии. Это наполняемость салона, интервалы движения, время начала и окончания работы транспорта на регулярных маршрутах.
Стимулирование обновления подвижного состава безусловно позитивно скажется на отечественном машиностроении и автомобилестроении. Возможно, окажет положительное влияние и даст новые стимулы для развития смежных производств. Однако на этапе эксплуатации новых автобусов и трамваев возникают существенно более сложные задачи, такие, например, как нехватка кадров, отсутствие необходимого количества водителей на автобусы в большинстве российских городов.
Эти вопросы тоже можно отнести к финансовым трудностям, но решение финансирования отрасли с целью поднятия среднего уровня заработной платы потребует значительно больших федеральных ресурсов, чем стимулирование автопроизводителей. А главное, потребует довольно сложных, неоднозначных системных решений по повышению эффективности функционирования транспорта общего пользования в городах, начиная в первую очередь с реформирования устаревшей маршрутной сети, которая в большинстве своем сложилась во многих городах в середине прошлого столетия.
Читать далее: