19 ноября на площадке «Транспортной недели – 2020»прошла пленарная дискуссия «Цифровые транспортные коридоры», отраслевая конференция «Эффективность инструментов государственной поддержки на воздушном транспорте в период выхода из коронакризиса», конференция «Повышение безопасности и эффективности городских транспортных систем в контексте развития цифровизации и информатизации общества», конференция «Оказание Росжелдором государственных услуг в области транспортной безопасности» и конференция «Дистанционный контроль-шаг вперед».
Пленарная дискуссия «Цифровые транспортные коридоры»
Проект цифровых транспортных коридоров и его реализацию обсудили на пленарной дискуссии 19 ноября в рамках международного форума и выставки «Транспорт России». Модератором дискуссии выступила ведущая телеканала «РЖД-ТВ» Марианна Ожерельева. От Минтранса России участие принял директор департамента цифровой трансформации Дмитрий Баканов. В частности, говорилось о том, как цифровые решения меняют транспортно-логистический комплекс в евразийском пространстве. Поднимались вопросы о вызовах, которые принес 2020 год с точки зрения цифровизации. Представители Евразийской экономической комиссии, компаний CTTIC, LOGINK и ERTICO ITS Европа, а также министры, отвечающие за информатизацию, инфраструктуру и связь в Казахстане, Армении и Белоруссии поделились опытом и рассказали о возможностях интеграции в части цифровизации на транспорте. Также они ответили на все интересующие вопросы и обозначили задачи, стоящие перед ними в рамках цифровизации транспортно-логистического комплекса. Инициативы цифровых сервисов в области транспорта и логистики на территории России реализуются достаточно давно и активно. В сфере экосистем цифровых транспортных коридоров сформирован проект, в рамках которого сервисы могут развиваться не только для решения задач на территории нашего государства, но и интеграции в международное транспортное пространство. Для участников этого проекта важно синхронизировать усилия в рамках инициатив, которые прорабатывает Евразийская комиссия. Синхронизация развития подобных сервисов упрощает и сокращает транзакционные издержки и непроизводственные простои при перемещении грузов. При этом в России достаточно активно реализуются сервисы по формированию электронной очереди на пунктах пропуска через госграницу, перевод в цифровую форму грузо-сопроводительных документов. Активно развиваются новые технологии на транспорте и в логистике, в том числе технологии связи нового поколения 5G, применения высокоавтоматизированных и подключенных транспортных средств. В частности, совместно с китайскими партнерами изучаются возможности применения беспилотных технологий для грузовых перевозок на направлении международного коридора «Приморье-2».
Конференция «Эффективность инструментов государственной поддержки на воздушном транспорте в период выхода из коронакризиса»
На конференции заместитель главы Росавиации Алексей Новгородов заявил, что по итогам 2020 года российские авиакомпании сократят перевозки примерно на 50 процентов от уровня 2019 года, до 64 млн пассажиров. Планируется, что в 2021 году этот показатель авиаперевозчики восстановят на 80 процентов от уровня 2019 года — до более 100 млн пассажиров. «Несмотря на некоторую положительную динамику, общий пассажиропоток российских авиакомпаний в 2020 году прогнозируется в целом на уровне около 50 процентов от объёмов 2019 года. Восстановление перевозок российскими авиакомпаниями в 2021 году планируется на уровне не выше 80 процентов относительно показателей 2019 года», — сказал Новгородов. В своём выступлении на конференции он обратил внимание, что Росавиация на начало ноября одобрила более 290 заявок на субсидирование аэропортов на сумму более 9,1 млрд рублей из запланированных 10,9 млрд рублей. «По состоянию на 1 ноября принято 290 положительных решений на сумму более чем 9,1 млрд рублей из выделенных Правительством РФ из резервного фонда 10,9 млрд рублей. Субсидии предоставлены 108 аэропортам», — пояснил Алексей Новгородов.
Конференция «Оказание Росжелдором государственных услуг в области транспортной безопасности»
Территориальные управления транспортной безопасности Росжелдора обеспечены нагрузкой неравномерно. Такую же характеристику можно применить к квалификации их сотрудников: в одних территориальных управлений она выше, в других ниже, заявил во время выступления на форуме «Оказание Росжелдором госуслуг в области транспортной безопасности», который проходит в рамках «Транспортной недели – 2020», начальник управления транспортной безопасности Росжелдора Юрий Егоренков. Более сильные подразделения управления находятся там, где за последние годы реализовывались крупные транспортные или общественно значимые проекты. Например, чемпионат мира по футболу 2018 года. Подразделения Росжелдора, принимавшие участие в обеспечении транспортной безопасности в рамках проведения игр чемпионата, обладают более опытными сотрудниками и кадровым резервом. В регионах, где не проходили крупные мероприятия, территориальные управления транспортной безопасности испытывают сложности с заполнением вакансий, заявил Ю. Егоренков.
Конференция «Повышение безопасности и эффективности городских транспортных систем в контексте развития цифровизации и информатизации общества»
С приветственным словом к участникам сессии обратился Алексей Бакирей, директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта. Он подчеркнул, что цифровизация городского пассажирского транспорта и городских транспортных системах – это тот вызов, который стоит перед отраслью. «К сожалению, законодательное и нормативное регулирование тех или иных отношений, возникающих в сфере организации перевозок, не всегда успевают за развитием технологий, которые используются при осуществлении перевозок, – отметил он. – С каждым годом появляются новые вызовы, на которые мы должны реагировать. В частности, это внедрение новых средств оплаты. Очень многое здесь уже сделано. Много регионов и муниципалитетов семимильными шагами двигаются в этом направлении. Также много лет мы говорим об интеллектуальных транспортных системах, цифровых решениях, в том числе при организации транспортного обслуживания населения, организации дорожного движения. Это стало обычной практикой во многих городах России». Участники обсудили вопросы цифровизации автомобильного и городского наземного электрического транспорта. В частности, говорилось о новых подходах к организации системы контроля за безопасностью дорожного движения путем применения новых тахографов, в том числе новых устройств мониторинга состояния водителя и поддержания его работоспособности. По данным Росстата автомобильный транспорт обеспечивает порядка 60% объема пассажирских перевозок в стране и около 70 % объема грузовых перевозок. Ежегодно происходит 16-17 тысяч ДТП с участием грузопассажирских транспортных средств. Основной их причиной является человеческий фактор, а именно снижение уровня общей дисциплины перевозок, нарушение перевозчиками основных требований законодательства, установленных норм и правил в сфере безопасности дорожного движения. По экспертным оценкам около 20 % аварий происходят по причине усталости водителя за рулем. В целях снижения числа ДТП в России внедряется и развивается система тахографического контроля. Это комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение контроля за соблюдением водителями транспортных средств режимов труда и отдыха, скоростного режима и движения по маршруту.
Заместитель директора Института Генплана Москвы, руководитель транспортно-инженерного центра Игорь Бахирев рассказал, почему цифровизация транспортной системы на этапе проектирования – важнейший шаг в сторону безопасности, и почему так важно развитие «транспортно-градостроительного мониторинга». «Если в Москве сбор и обмен информацией, необходимой для проектирования транспортных систем, налажен достаточно хорошо, то при работе с региональными проектами мы нередко сталкиваемся с проблемами недостаточности и разрозненности такой информации. Создание единого центра транспортно-градостроительного мониторинга необходимо, чтобы любой проектировщик, планировщик мог получать агрегированную информацию из разных источников. Полученные из разных источников качественные данные по населению (состав, рабочие места, трудовая маятниковая миграция, количество, вид поездок и их характеристики в территориальном/временном/сезонном и социальном разрезах) необходимы для максимально точного анализа трендов, построения прогнозов, разработки программ и мероприятий», — пояснил Бахирев. Говоря о проектировании транспортной инфраструктуры, руководитель транспортно-инженерного центра рассказал о таких современных методах проектирования как мобильное лазерное сканирование и фотограмметрия, которая позволяет готовить исходные данные для BIM-моделей, расширять библиотеку элементов 3д моделей, а также проводить подготовку исходных данных для создания презентационных видеороликов для публичных слушаний.
Итоги реализации национального проекта БКАД
Также, в рамках «Транспортной недели» заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин провел совещание с главами российских субъектов, на котором обсудили итоги реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2020 году и его переформатирование до 2030 года. По словам Марата Хуснуллина, несмотря на распространение коронавирусной инфекции, дорожники не только не сбавили темпы работ по сравнению с прошлым годом, но и перевыполнили планы.«Этому во многом способствовали решения Правительства России, принятые по поручению Президента, о выделении дополнительных 100 млрд рублей на опережающую реализацию дорожных проектов, ― отметил вице-премьер. ― С учетом всего объема выделенного финансирования будет приведено в нормативное состояние более 7 тысяч объектов, на которых будет уложено более 142 млн кв. м асфальтобетонного покрытия».
О ключевых итогах реализации мероприятий в 2020 году доложил Андрей Костюк, руководитель Федерального дорожного агентства. Он отметил, что основные показатели дорожного нацпроекта в целом по стране будут выполнены. Одним из аспектов успешной работы в 2020 году является обеспечение своевременной контрактации объектов — дорожный сезон в регионах удалось начать раньше обычного. «Эту работу мы начали еще в прошлом году, когда увидели такую проблему, а в этом поставили себе достаточно амбициозную задачу ― обеспечить контрактацию большинства объектов следующего года уже до 31 декабря 2020 года», ― подчеркнул Андрей Костюк. Отдельно спикер остановился на реализации патриотического проекта «Улица Победы», который поддержали все регионы России. Кроме того, с 2021 года к числу участников нацпроекта присоединится Санкт-Петербургская агломерация, а через 4 года нацпроект существенно расширит границы. «С 2025 года в проект включены задачи по приведению к 2030 году в нормативное состояние до 85 % дорог в агломерациях с населением от 100 до 200 тысяч человек (51 агломерация), а также населенных пунктов Дальневосточного Федерального округа с численностью населения свыше 20 тысяч человек», ― рассказал Андрей Костюк.
Отметим, что в ходе второго дня Форума Россия и Тунис подписали соглашение о международном автомобильном сообщении. Документ был подписан с российской стороны заместителем главы Минтранса Дмитрием Зверевым, со стороны Туниса – чрезвычайным и полномочным послом республики в РФ Тараком Бенсалемом. Укрепление торгово-экономических связей между Россией и Тунисом «оказывает существенное влияние на развитие сотрудничества в сфере транспорта», также наблюдается «увеличение спроса на транспортные услуги со стороны населения и экономик двух стран». Соглашение позволит создать договорно-правовую базу в области автоперевозок и заложить основу создания наиболее благоприятных условий для развития торговли и туризма между Россией и Тунисом, добавляет ведомство.