Федеральная служба по надзору в авиационно-транспортной сфере контролирует 1 300 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющий свою деятельность в авиационно-транспортной системе Российской Федерации. Сотрудниками Управления в рамках проведенных проверок было выявлено 3 899 нарушений воздушного законодательства Российской Федерации, что на 68% ниже по сравнению с предыдущим годом. 40% нарушений проходится на пункт об обязательных требованиях в сфере деятельности операторов аэродромов, организации воздушных перевозок и авиатопливообеспечения, чуть меньше нарушений — 30%, было выявлено в сфере соблюдения летных стандартов и сертификации эксплуатантов воздушного транспорта. Незначительные нарушения отметили в сфере поддержания летной годности гражданских воздушных судов, в сфере использования воздушного пространства а аэронавигационного обслуживания и в сфере деятельности авиации общего назначения. В 2019 году 1 352 нарушителя транспортного воздушного законодательства было привлечено к административной ответственности, а сумма штрафов по вынесенным протоколам увеличилась на 61% в сравнении с 2018 годом и составила 23 млн 175 тысяч рублей.
Своим мнением об изменениях и работе контрольно-надзорной службы в сфере гражданской авиации поделился Олег Смирнов, Президент фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации», председатель комиссии по вопросам гражданской авиации общественного совета Ространснадзора: «Ространснадзор в корни переделывает свою работу в соответствии с указаниями президента РФ для того, чтобы надзор и проверки не были излишними и не мешали работе бизнеса. В этом плане они преуспели, выполняют решения Правительства и активно занимаются сокращением количества плановых и внеплановых проверок аэропортов, авиакомпаний и всех структур гражданской авиации. Ространснадзор перешел на риск-ориентированную систему, которая ведет беспрестанный контроль в режиме онлайн за состоянием безопасности всех видов транспорта и направляет проверку в случае реального риска для безопасности пассажиров. Реализация такого принципа приводит к уменьшению количества проверок и, так как система риск-ориентирована, она быстро находит нарушения законодательства, касающиеся безопасности полета в гражданской авиации. Рост суммы штрафов говорит о том, что проверяют где надо и что надо, ведь итоговая цель проверки — уменьшение количества жертв. Эта конкретная задача, которая требует серьезного подхода к перестройке системы и нацеливанию аппарата Ространснадзора на контрольные и надзорные деятельности. Ространснадзор еще отличился серьезной работой в сфере кадровой подготовки. Они плотно занимаются обучением и подготовкой специалистов, и это приносит свои плоды. С другой стороны, в стране много авиапредприятий, а людей в Ространснадзоре недостаточно — они не успевают физически проверить необходимое количество компаний на выполнение ими законов и федеральных правил, которые определяет порядок действий всех видов транспорта. Есть еще моменты которые необходимо решать, но это уже вопрос системный, вопрос для наивысшего руководства государства. Ространснадзор не имеет права проверять департаменты транспорта Министерства транспорта Российской Федерации. Получается, невозможно осуществить проверку человеческого фактора работника департамента, который привел к происшествию, нет права проверять агентства, например, Росавиацию. Это серьезный недостаток, который необходимо исправлять, чтобы сделать надзорный орган эффективным. Система, которая состоит из трех звеньев — Министерство, Агентство, Служба – размыла полностью ответственность, и это ведет к неисполнению своих функций. Контрольный орган надо создавать по аналогии с США: объемы авиаперевозок в США в 9 раз выше, чем авиаперевозки в Российской Федерации, а авиакатастроф в разы меньше. Это связано с эффективнейшей системой государственного регулирования. Проведем небольшой эксперимент, обратимся к названиям. Росавиация — это агентство, а агентство — это оказание услуг. В США подобным органом является Федеральное управление гражданской авиации и они подчиняются Министерству транспорта США только в вопросах политики транспорта, а авиационные законы и федеральные правила пишет само управление. В России законами и правилами занимается Министерство транспорта. Это мешает работать и усложняет внутренние процессы и приводит к запутанности и неэффективности. Качество и безопасность — превыше всего и это не услуга, это обязанность и ответственность службы, поэтому надо приводить в порядок административную систему государственного регулирования видов транспорта . Будущее за этой реформой и первые шаги уже приняты. Реформирование произойдет постепенно так, чтобы Росавиация соответствовала схемам которые приняты в мире и требованиям международных правил и законов».
Контрольно-надзорную деятельность в сфере гражданской авиации прокомментировал так же Хорен Лазарян, член совета директоров АО «Нордавиа» — региональные авиалинии. Эксперт подчеркнул важность новых подходов и особенно — цифровизации: «Переход на риск-ориентированное управление, сокращение внеплановых проверок помогает выявить проблемы по карте риска, выявить возможность появления злоупотребления или нарушения. Существует инструмент – пилотный проект «Непрерывный мониторинг», который представляет из себя некую систему самооценки. Такие меры позволят выявлять нарушения и осуществлять их профилактику. Со временем бизнес глобально поменяет свой подход к контрольно-надзорной деятельности. Ранее такие системы как «Непрерывный мониторинг» невозможно было себе представить и укоренилась привычка: пока нет надзирателя, люди нарушают, закрывают глаза, до тех пор, пока не произойдет катастрофа, за которую придется нести ответственность. Подход самоконтроля меняет видение и побуждает человека следить за исполнением нормативов без стресса от внеплановых проверок, а добровольно и самостоятельно. Надзирателю остается контролировать этот процесс и реагировать на чрезвычайные ситуации. С развитием цифровых технологий мы увидим трансформацию контрольно-надзорной деятельности — станет больше ответственности и осознанности».