Транспортное образование и наука: вызовы и перспективы

Проблемам дефицита квалифицированных кадров транспортной отрасли, повышения престижа рабочих специальностей, создания механизма социальной защиты работников транспорта и смежных отраслей посвящено множество выступлений и докладов. Сегодня в России проблема нехватки кадров на предприятиях транспорта стоит особенно остро. Существует целый ряд трудностей, для преодоления которых необходимо объединить усилия учебных заведений, бизнеса и государства.

Председатель экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки РФ по транспорту д.т.н. Андрей Сергеевич Космодамианский, заведующий кафедрой Российского университета транспорта (МИИТ) рассказал про систему подготовки кадров и вызовы, с которыми она сталкивается.

«Транспорт, как крупнейшая технологическая система страны, является государствообразующим видом деятельности, функционирование и развитие которого невозможно без участия науки. Это и более 10 научно-исследовательских институтов, включая Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН, это и более 20 транспортных университетов, и десятки диссертационных советов по транспортным научным специальностям. В течение многих десятилетий складывалась система подготовки научно-педагогических кадров, которой в 2019 году исполнилось 210 лет. Транспортная науки доказала свою роль в современном состоянии транспорта. В 2019 году случились «тревожные события», когда началась подготовка к кардинальной переработке номенклатуры научных специальностей. Даже от представителей академической науки тогда звучало радикальное мнение, что что транспорт – это отрасль экономики, а не науки, и все его проблемы – это проблемы по части машиностроения, энергетики, информационных технологий и материалов. Включить в номенклатуру транспортную компоненту тогда предложила именно ВАК. Чем грозило исключение в номенклатуре отрасли науки «Транспорт» из рубрикатора 2-го уровня по техническим наукам? Это, несомненно, привело бы к девальвации научной поддержки системообразующей отрасли отечественной экономики и не способствовало бы удержанию лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем. Нам удалось сохранить основные транспортные специальности и ввести 3 новые научные специальности: «Логистические транспортные системы», «Интеллектуальные транспортные системы» и «Техносферная безопасность транспортных систем».

Член президиума Российской академии транспорта, профессор кафедры «Экономика транспорта» Санкт-Петербургского университета путей сообщения Владимир Леонидович Белозеров считает, что тема формирования единой транспортной системы страны достаточно хорошо проработана в прошлом, но это наследие зачастую игнорируется. «Сегодня каждый вид транспорта в единой транспортной системе должен иметь, как это всегда было, свою оптимальную нишу. По этой теме написано много научных трудов, но все это забыто, принимаются волевые решения, происходят перекосы, науку никто не слышит и не хочет слушать».

Отметим, что некоторый кадровый дефицит наблюдается не только в узкопрофильных транспортных сферах, но и в сфере автомобильных перевозок. Так, в нескольких регионах России кадровый дефицит водителей общественного городского пассажирского транспорта доходит до 70%.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика