Подготовка специалистов для транспортной отрасли: современные тенденции

Развитие нового Шелкового пути — бесшовной транспортной системы, соединяющей Восток и Запад, — сопровождается масштабными инвестициями и интеграцией процессов на инфраструктурном, технологическом, культурном и кадровом уровнях. Новый шелковый путь — концепция новой паневразийской транспортной системы, продвигаемой Китаем в сотрудничестве с Россией, Казахстаном, Белоруссией и другими странами, для перемещения грузов и пассажиров по суше из Китая в страны Европы. Главное преимущество маршрута — скорость перевозок. Поезда по этому самому длинному в мире грузовому железнодорожному маршруту из Китая в Германию проходят расстояние за 13 дней, что в два раза быстрее, чем по морскому маршруту через Суэцкий канал. В настоящее время число железнодорожных грузовых составов Китай-Европа превысило 12 тысяч, средний годовой темп роста составляет 108%. Товарооборот между Китаем и его партнерами по проекту «Один пояс, один путь» с 2013 по 2019 гг. вырос с 1,04 триллиона до 1,34 трлн долларов США. Развитие у студентов транспортных вузов гибких навыков (soft skills) необходимо для развития новой транспортной системы Шелкового пути. Такое мнение высказали участники телемоста «Будущее Шелкового пути: единое образовательное пространство от Китая до Европы», который прошел 18 марта на площадке Агентства ТАСС.

«Глобальный рынок нуждается в таких людях. Помимо инженерных навыков, нужно знать языки, уметь общаться, выстраивать прочные коммуникации между специалистами отрасли, иметь культурные представления. На базе нашего университета работает лаборатория, где международные студенты могут создавать общие проекты», — отметил представитель университета прикладных наука города Санкт-Пельтен Хирут Гроссбергер.

В свою очередь, представитель РЖД Маргарита Соцкая добавила, что для развития транспортной системы необходимо сосредоточиться на программах обмена, а не на унификации самого образовательного процесса. «Есть своя специфика, которая не позволяет думать об унификации, но есть важная составляющая обмена опытом», — подчеркнула спикер. Маргарита также назвала 3, по ее мнению, самых перспективных профессии в сфере транспорта, которые будут самыми востребованными в ближайшие 10 лет: «Сложно выделить самые перспективные профессии, так как работу транспорта обеспечивает большая команда профессионалов в самых разных сферах и все они важны. Но, если говорить, о тех профессиях, которые неизбежно станут органичной частью транспортного ландшафта уже в ближайшее время — это архитектор интеллектуальных систем управления, который занимается разработкой программного обеспечения для беспилотного транспорта, контролирует автоматизированные системы управления транспортным потоком. Вторая профессия — проектировщик интермодальных транспортных узлов. Он разрабатывает системы пересадки с одного вида транспорта на другой, рассчитывает износостойкость и пропускную способность грузов и пассажиров. И третья — оператор кросс-логистики, который выбирает оптимальный способ доставки грузов и пассажиров разными видами транспорта, контролирует движение потоков и проходимость транспортных узлов». 

Павел Егоров, заместитель директора по международным связям Российского университета транспорта, рассказал о программах ВУЗа, а также поделился своим мнением о грядущих трендах в профессиях: «Наш университет более 2 лет занимается разработкой инновационных образовательных программ. Университет применяет новые подходы к обучению, используя такие элементы как геймификация или решение кейсов в командной работе. Уже с первого курсы студенты погружаются в проектную деятельность, где на практике решают реальные транспортные и управленческие задачи». Говоря о перспективных и востребованных профессиях в сфере транспорта Павел подчеркнул, что несмотря на цифровизацию, роботы не заменят людей, но с их помощью специалисты станут умнее и эффективнее. «Через 10 лет искусственный интеллект ускорит принятие решений и повысит продуктивность работников. Появятся новые профессии. Компаниям понадобятся сотрудники, которые будут обслуживать технологичные рабочие места и создадут гармоничные взаимоотношения между людьми и машинами. Во-первых, будут востребованы проектировщики композитных конструкций для транспортных средств, во-вторых — операторы кросс-логистики и разработчики интеллектуальных систем управления динамической диспетчеризацией», — уверен Павел Егоров. 

В ходе дискуссии стало понятно, что одной из основных стратегических целей развития транспортной отрасли — подготовка кадров, основанная на единых подходах на всем пространстве Евразии. Новые кадры должны обладать высоким уровнем профессиональной компетенции, теоретическими знаниями, а также навыками кросс-функционального взаимодействия, не говоря уже о знании иностранных языков, для участия в таких крупных проектах как Шелковый путь.

Хочется отметить, что несмотря на развертывание всевозможных международных программ обмена, стажировок и прочих возможностей для студентов транспортных ВУЗов, сегодня в России наблюдается серьезное сокращение бюджетных мест для обучения по данному направлению.

Андрей Келлер, врио ректора Московского автомобильно-дорожного института, прокомментировал состояние транспортного высшего образования и рассказал о беспокоящих трендах: «Мир неизбежно идет в сторону цифровизации и транспортная отрасль в настоящее время претерпевает серьезные измерения с точки зрения внедрения цифровых технологий, которые не учитывать нельзя. Задача сообщества ВУЗов с одной стороны обеспечивать соответствующую подготовку кадров и выпускать специалистов, понимающих все тенденции цифрового рынка в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, с другой стороны — быть флагманами перспективных научно-исследовательских работ. Вместе с тем существует ряд проблем. Первая проблема — транспортная отрасль одна из тех отраслей, которая наименее обеспечена кадрами с высшим образованием. В транспортной сфере работает чуть больше 20% людей с высшим образованием. С точки зрения перспектив внедрения современных технологий по цифровизации, новых технологий управления транспортными процессами и интеллектуальных транспортных систем, такое оснащение кадров с высшим образованием не создает определенный толчок для необходимого развития. Действительно есть проблема регионального обеспечения кадров. В рамках определенных качелей между бакалавриатом, магистратурой и специалитетом в прошлом году ряд региональных ВУЗов потерял бюджетные места в силу отсутствия программы специалитета на направления подготовки специалистов в области транспорта. В 2022 году доля магистерских и бакалаврских образовательных программ относительно прошлого года скорректирована в сторону увеличения, однако это не снимает задачи подготовки высококвалифицированных специалистов. Нам удается в отстающим режиме наращивать недостающие компетенции, что неидеально. Требуется пересмотр и усиление роли федерального учебно-методического объединения. Средний балл ЕГЭ, поступающих на направления специальности «Техника и технологии наземного транспорта», один из самых низких в стране. Необходимо комплексно решить эту проблему, подтвердить востребованность направлений подготовки по транспортной тематике». 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика