Автопроизводители в России активно готовятся к повышению утилизационного сбора в 2021 году. Об этом мы писали ранее в статье. Напомним, что Министерство промышленности и торговли РФ разработало проект постановления правительства, предполагающий индексацию базовых ставок утилизационного сбора на легковые автомобили и прицепы на 25%. К этой идее в правительстве вернулись в тот момент, когда курс евро превысил 91 рубль. Новое постановление вынудит наименее локализованные бренды компенсировать дополнительные расходы за счет повышения цен. Цены на автомобили будут так же расти в случае, если курс вновь упадет до 91 рубля за евро. При этом в последний раз правительство индексировало размер утилизационного сбора совсем недавно — в начале 2020 года — изменения оказались весьма значительными для участников отрасли. В первую очередь повышение ставок коснулось сегмента легковых автомобилей, среднее изменение для которых составило 110,7%. При этом для автомобилей с двигателем до 1 л утильсбор возрос на 46,1%, тогда как для автомобилей с двигателем от 3,5 л — на 145%. В самом массовом сегменте автомобилей с агрегатами рабочим объемом от 1,0 до 2,0 л увеличение утилизационного сбора составило 112,4%. В Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД) тогда даже обращались в правительство с просьбой не увеличивать сбор, который, по их оценке, должен был привести к значительному росту цен и закрытию 200-300 дилерских центров из-за их нерентабельности. Следует отметить, что цены увеличатся не только на исключительно импортные позиции, но и на локализованные автомобили. Это объясняется тем, что автоконцерны импортом компенсируют часть своих расходов на российское производство, а компенсацию за утилизационный сбор они получают от государства не напрямую, а через промышленные субсидии.
Анна Уткина, руководитель пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр» рассказала свою позицию по вопросу: «Повышение утилизационного сбора отрицательно скажется на авторынке России. Существующий дефицит новых авто может усилиться из-за того, что иностранные автоконцерны могут сократить объём поставок на российский рынок некоторых моделей из-за низкого спроса. Это в первую очередь может ограничить ассортимент премиальных моделей с невысокой степенью локализации. Кроме того, повышенная ставка утилизационного сбора приведет к удорожанию автомобилей, традиционно считающихся наиболее доступными, от 50 000 рублей. Это негативно отразится на потребительском спросе. Больше всего цены изменятся на автомобили с большим объемом двигателя. Например, у популярного бренда KIA, утилизационный сбор для модели KIA K900 с мотором 3,3 литра в настоящее время составляет 260 тысяч рублей, а станет— 325 тысяч. За ввоз на территорию РФ автомобиля с объемом двигателя от 1 до 2 литров придётся заплатить 314 тысяч рублей, после повышения станет 392 тысячи рублей. И это без учета пошлин, налогов и акцизов. В итоге на российском рынке может сократиться ассортимент популярных моделей».
В Минпромторге уверены, что к подорожанию автомобилей повышение утильсбора не приведет, так как компаниям, которые локализовали свое производство в России, он будет частично или полностью компенсирован госсубсидиями. Дополнительные средства, полученные в результате этого повышения, пойдут на финансирование льготных автокредитов и других госпрограмм стимулирования авторынка. С помощью утилизационного сбора правительство надеется нивелировать ряд бюджетных проблем. Так, в 2020 году бюджет планировали пополнить на 400 млрд руб., подняв ставку утильсбора на 110%, а на поддержку автопрому направили всего около 45 млрд руб. В 2021 году утильсбор увеличат еще на 25%, а финансирование отрасли сократят в 2,5 раза, до 17,5 млрд руб. Таким образом, из собранных средств на стимулирование продаж отечественных авто направляют незначительную долю. Сокращение финансирования программ льготного автокредитования, рост стоимости новых авто из-за повышения размера сбора за утилизацию приведут к снижению спроса на фоне падения платежеспособности населения. По данным аналитического агентства «Автостат», снижение спроса в 2020 году уже произошло — в сегменте люксовых автомобилей. Отмечается, что в 2020 году россияне купили 1 114 автомобилей класса «люкс», в 2019 году — 1 312. «Покупка автомобилей в данном сегменте снизилась заметно сильнее, чем весь российский рынок (-8%)», — отметили аналитики. Чаще всего приобретали Mercedes-Benz Maybach S-Class — 387 раз. Также в России в прошедшем году купили 299 Bentley, 199 Rolls-Royce, 139 Lamborghini, 52 Maserati, 29 Ferrari и 9 Aston Martin. Из них больше половины (56%) пришлось на Москву, 10,4% — на Подмосковье, 10,1% — на Санкт-Петербург.