На площадке Восточного экономического форума в рамках сессии «Делая локальное глобальным: цифровые платформы как стимул увеличения несырьевого экспорта» приняли участие Министр транспорта Андрей Никитин, глава комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин, замначальника Экспертного управления Президента РФ Александр Вилинов, замминистра экономики и коммерции Киргизии Султан Ахматов, гендиректор Российского экспортного центра Вероника Никишина, гендиректор Национального Альянса по вопросам социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития Андрей Шаронов, директор Цифрового совета Таиланда Атип Асванунд и руководитель RWB Татьяна Ким.
Российские цифровые платформы становятся драйверами экспоненциального роста малого и среднего бизнеса. Это происходит благодаря развитой логистической инфраструктуре, аутсорсингу сложных функций, прямому доступу к потребителю без посредников и программам поддержки.
Министр транспорта РФ Андрей Никитин:
Сегодня транспортная отрасль характеризуется высокой степенью транзакционных издержек и большим количеством непрозрачных процессов. Именно поэтому перед Министерством стоит ключевая задача по созданию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы.
Уже сегодня принято важное решение – внедрение системы электронных перевозочных документов. Она работает пока в пилотном режиме, но со следующего года станет обязательной для всех участников рынка. На сегодняшний день оформлено порядка 25 млн электронных перевозочных документов, а с введением обязательств их количество может достичь 5 млрд в год.
С введением электронных перевозочных документов будет четко видно, какие грузы и куда движутся внутри страны. Это откроет новые возможности для точного планирования транспортной сети и эффективного управления ее загрузкой. Кроме того, электронные документы снижают риски мошенничества, исключая возможность махинаций с НДС и подменой грузов. Это серьезное «обеление» рынка перевозок.
Система ЭРА-ГЛОНАСС сейчас не только широко применяется в легковом и специальном транспорте, но и активно внедряется в грузовом. Комбинация данных ЭРА-ГЛОНАСС и электронных перевозочных документов позволит не только знать, что и куда движется, но и с какой скоростью. Это ключ к интеграции автомобильного, морского и железнодорожного транспорта – трех важнейших отраслей, которые сегодня имеют свои цифровые решения, но работают разрозненно.
Экономический эффект от реализации НЦТЛП выражается в сокращении времени перевозки и снижении административной нагрузки, что делает российскую логистику более конкурентоспособной на внешних рынках.
Важнейший элемент платформы – внедрение единых стандартов электронного документооборота и принципа однократного предоставления данных по принципу «Единого окна».
Важно, что переход на электронный документооборот серьезно сокращает расходы. Если бумажный документ стоит до 700 рублей, то его электронный аналог – всего около 15 рублей. Это уже значительная экономия. Кроме того, сокращаются сроки оформления и перевозки грузов за счет уменьшения простоев и ускоренного получения разрешений. Внутренние перевозки, которые раньше занимали около 7 дней, сокращаются примерно до 3 дней. А оплата международных перевозок ускорится с 28 до 3 дней благодаря электронной обработке документов и внедрению цифрового рубля.
Вице-президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль:
На мой взгляд, коренные проблемы транспортной отрасли скрываются в отсутствии условий равноправной конкуренции в самом большом по объему перевозимых грузов виде транспорта — автомобильном, с нетарифицируемыми ценами на перевозку (в отличие от ж/д). Эти условия создаются экономическими регуляторами. Иначе грузы перетекают с ж/д на автодороги, конкуренция внутри автотранспорта ведется вне законодательных требований, что влияет на безопасность дорожного движения, сохранность дорожной инфраструктуры, экологию, социальные условия работы водителей и соблюдение налогового законодательства. Без изменения существенных недочетов в алгоритмах регуляторики мы получим не цифровизацию, а «цифрохаотизацию».
Государство должно регулировать деятельность транспортной отрасли, а не управлять ей. Это базовый принцип эффективной работы транспортной отрасли.
Цифровая платформа не решает эту глобальную проблему, а только усиливает ее. Цифровая платформа должна быть инструментом контроля, а не управления частным бизнесом, если мы говорим о деятельности транспортной отрасли в условиях рыночной, а не административно-плановой экономики.
Читать далее:
ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» о проекте Государственной информационной системы электронных перевозочных документов